Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 марта 2010 г. по делу N А46-10778/2009
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Газпромнефть-Омск" 05.05.2009 обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости) о признании незаконными действий по внесению в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровых стоимостей нескольких земельных участков - земельного участка площадью 5 550 кв.метров с кадастровым N 55:36:11 01 10:0030, расположенного в городе Омске по улице Бульвар Архитекторов, 18, в сумме 24 628 458 рублей; земельного участка площадью 5 920 кв.метров с кадастровым N 55:36:04 01 12:0023, расположенного в городе Омске по улице 22-го Партсъезда, 104, в сумме 27 951 161 рубля 60 копеек; земельного участка площадью 2 360 кв.метров с кадастровым N 55:36:04 01 12:0025, расположенного в городе Омске по улице 22-го Партсъезда, 104, в сумме 11 142 692 рублей 80 копеек; земельного участка площадью 3 670 кв.метров с кадастровым 55:36:10 09 07:0504, расположенного в городе Омске по улице Волгоградская, 70, в сумме 9 563 212 рублей 60 копеек; земельного участка площадью 3 831 кв.метр с кадастровым N 55:36:12 03 06:0107, расположенного в городе Омске по улице 3-я Транспортная, 10, в сумме 13 764 629 рублей 76 копеек.
Кроме того, заявитель просил обязать Управление Роснедвижимости исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости этих земельных участков.
Требование собственника земельного участка мотивировано внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
До принятия судебного акта заявитель на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил требования о признании незаконными совершенных 27.12.2007 действий Управления Роснедвижимости по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка площадью 5 920 кв.метров с кадастровым N 55:36:04 01 12:0023, в размере 27 951 161 рубля 60 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости - 4 721,48 руб./кв.метр; земельного участка площадью 2 360 кв.метров с кадастровым N 55:36:04 01 12:0025 в размере 11 142 692 рублей 80 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости - 4 721,48 руб./кв.метр; земельного участка площадью 3 670 кв.метров с кадастровым N 55:36:10 09 07:0504 в размере 9 563 212 рублей 60 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости - 2 605,78 руб./кв.метр; земельного участка площадью 3 831 кв.метр с кадастровым N 55:36:12 03 06:0107 в размере 13 764 629 рублей 76 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости - 3 592,96 руб./кв.метр.
Также заявитель просил обязать Управление Роснедвижимости внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно даты 26.11.2008 указания сведений о кадастровых стоимостях земельных участков с учетом постановления правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменения в постановление правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П".
К участию в деле заинтересованными лицами привлечены правительство Омской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.10.2009 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Суд первой инстанции исходил из пропуска заявителем срока оспаривания в суде действий Управления Роснедвижимости.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Суд апелляционной инстанции подтвердил вывод о пропуске срока оспаривания действий компетентного органа с момента получения этим заявителем выписок из кадастровых планов земельных участков с указанием их кадастровой стоимости.
В кассационной жалобе ОАО "Газпромнефть-Омск" просит отменить судебные акты, принять новое решение об удовлетворении его требований.
Заявитель считает, что суды неправильно исчислили срок об оспаривании действий по внесению в кадастр новой кадастровой стоимости (статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), поскольку нарушение его прав стало известно позднее.
По утверждению заявителя, начало течения этого срока нельзя связывать с датой опубликования постановления правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П, тогда как кадастровая стоимость земельного участка была утверждена постановлением правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п.
В судебном заседании представитель заявителя настаивает на отмене судебных актов.
Правительство Омской области в отзыве отклонило кассационную жалобу ОАО "Газпромнефть-Омск", указав на значительный пропуск срока оспаривания действий уполномоченного органа.
Управление Роснедвижимости, ФГУ "Земельная кадастровая палата" отзывы на кассационную жалобу заявителя не направили.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие этих лиц, извещенных о проведении судебного заседания.
Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
Как установлено судом первой инстанции в ходе исследования материалов дела, ОАО "Газпромнефть-Омск" является собственником расположенных в городе Омске земельных участков, в частности, земельного участка площадью 5 920 кв.метров с кадастровым N 55:36:04 01 12:0023 (улица 22-го Партсъезда, 104), предоставленного из земель поселений под газонаполнительную станцию; земельного участка площадью 2 360 кв.метров с кадастровым N 55:36:04 01 12:0025 (улица 22-го Партсъезда, 104), предоставленного из земель поселений под газонаполнительную станцию; земельного участка площадью 3 670 кв.метров с кадастровым N 55:36:10 09 07:0504 (улица Волгоградская, 70), предоставленного из земель поселений для общественно-деловых целей под АЗС; земельного участка площадью 3 831 кв.метр с кадастровым N 55:36:12 03 06:0107 (улица 3-я Транспортная, 10), предоставленного из земель населенных пунктов под общественно-деловые цели.
В письме от 16.04.2009 N 01-19/583 Управление Роснедвижимости указало ОАО "Газпромнефть-Омск" сведения о кадастровых стоимостях этих земельных участков, в частности, с кадастровым N 55:36:04 01 12:0023 - 27 951 161 рубль 60 копеек, удельный показатель - 4 721,48 руб./кв.метр; с кадастровым N 55:36:04 01 12:0025 - 11 142 692 рубля 80 копеек, удельный показатель - 4 721,48 руб./кв.метр; с кадастровым N 55:36:10 09 07:0504 - 9 563 212 рублей 60 копеек, удельный показатель - 2 605,78 руб./кв.метр; с кадастровым N 55:36:12 03 06:0107 - 13 764 629 рублей 76 копеек, удельный показатель - 3 592,96 руб./кв.метр, которые утверждены постановлением правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П в редакции постановления правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п с соблюдением Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
При рассмотрении согласно нормам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования ОАО "Газпромнефть-Омск" о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровых стоимостях земельного участка суд первой инстанции по существу правильно исходил из положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации о проведении в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков.
На органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены полномочия по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Из обстоятельств дела усматривается получение ОАО "Газпромнефть-Омск" в марте 2008 года кадастровых выписок о земельных участках, что является безусловным подтверждением уведомления этого лица об их кадастровой стоимости.
Следовательно, суд первой инстанции по существу правильно установил пропуск заявителем срока оспаривания действий компетентного органа (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и на законном основании отказал в признании их незаконными согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции правомерно поддержаны судом апелляционной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены судебных актов и принятия в суде кассационной инстанции нового решения не имеется.
Поскольку заявитель частично оплатил государственную пошлину при подаче кассационной жалобы (подпункты 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), суду первой инстанции в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выдать исполнительный лист на взыскание оставшейся части пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 26.10.2009 по делу N А46-10778/2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по этому делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" в доход федерального бюджета Российской Федерации 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 марта 2010 г. по делу N А46-10778/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании