Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 31 марта 2010 г. по делу N А46-20141/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2010 г.
Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее - ГУ лесного хозяйства Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области (далее - Управление Росфиннадзора по Омской области) о признании недействительным представления от 29.06.2009 N 52-05-09/1921 в части пунктов 1, 2 раздела II, пунктов 1, 2 раздела III о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Решением от 30.12.2009 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал недействительным пункт 2 раздела II, пункты 1, 2 раздела III представления от 29.06.2009 N 52-05-09/1921 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, вынесенного Управлением Росфиннадзора по Омской области.
В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.
В кассационной жалобе Управление Росфиннадзора по Омской области просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным пункта 2 раздела II (сумма нарушений 15 966 876 руб.) оспариваемого представления.
Считает, что ГУ лесного хозяйства Омской области допущено неправомерное использование средств субвенции федерального бюджета на оплату мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на землях общей площадью 1 983 272 га, не являющихся в проверяемом периоде землями лесного фонда в границах Омской области.
В отзыве на кассационную жалобу ГУ лесного хозяйства Омской области просит состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку Территориальное Управление Росфиннадзора не обосновало законность применения использованной им методики расчета излишне израсходованных субвенций из федерального бюджета в сумме 15 966 876 руб. исходя из процентного соотношения земельных участков, неправомерно, на его взгляд, освоенных, к общей площади земель, на которые были рассчитаны субвенции.
Территориальным Управлением Росфиннадзора не приведено ни одной нормы действующего законодательства Российской Федерации, в силу которой Главное управление уполномочено проверять правомерность объема предоставленных субвенций и уменьшать их размер в одностороннем порядке.
Главное Управление лесного хозяйства Омской области также указало на то, что внесение в отчет, содержащий сведения о распределении земель по категориям и угодьям информации о нахождении лесных участков, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, в составе земель сельхозназначения, противоречит требованиям действующего законодательства.
Заслушав представителей Главного Управления лесного хозяйства Омской области, поддержавших доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что ГУ лесного хозяйства Омской области зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, о чем 20.01.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1085543000289.
На основании централизованного задания от 05.02.2009 N 43-01-02-25/491 Управлением Росфиннадзора по Омской области была проведена проверка целевого использования субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, на реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений ГУ лесного хозяйства Омской области за 2008 год.
Результаты проверки отражены в акте от 10.06.2009.
По результатам рассмотрения материалов проверки, в том числе представленных ГУ лесного хозяйства Омской области возражений, 29.06.2009 Управлением Росфиннадзора по Омской области было вынесено представление N 52-05-09/1921 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в соответствии с которым среди прочих установлено: неправомерное произведение оплаты в сумме 1 879 009 руб. за счет средств субвенций государственного контракта от 23.05.2008 N 30/08, заключенного между ГУ лесного хозяйства Омской области и БУ "Омсклес" в части авиационного мониторинга на выполнение работ по авиапатрулированию лесов от пожаров по документам, не подтверждающим факт их выполнения (пункт 1 раздела II); неправомерное использование средств субвенций федерального бюджета в сумме 15 966 876 руб. на оплату мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на землях общей площадью 1 983 272 га, не являющихся в проверяемом периоде и на момент проведения проверки землями лесного фонда в границах Омской области (пункт 2 раздела II); отсутствие в первоначально заключенных ГУ лесного хозяйства Омской области и БУ "Омсклес" государственных контрактах на выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в 2008 году порядка формирования цены контракта, сумма нарушений составила 167 229 920 руб. (пункт 1 раздела III); принятие расходных обязательств по подстатье 226 сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств в сумме 115 035 747 руб. (пункт 2 раздела III).
Не согласившись с данным представлением в части пунктов 1, 2 раздела II, пунктов 1, 2 раздела III, ГУ лесного хозяйства Омской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ГУ лесного хозяйства Омской области требования в части признания недействительным пункта 2 раздела II (сумма нарушений 15 966 876 руб.) оспариваемого представления, суд первой инстанции, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, исходил из того, что расчет субвенций федерального бюджета на 2008 год осуществлялся на общую площадь лесного фонда 5 920,9 тыс. га, Управлением Росфиннадзора по Омской области не приведена ни одна норма действующего законодательства Российской Федерации, в силу которой ГУ лесного хозяйства Омской области обязано проверить правомерность объема предоставленной субвенции и вправе уменьшить ее размер в одностороннем порядке.
Суд кассационной инстанции, поддерживая данный вывод суда первой инстанции, исходит также из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено расхождение данных о площади земель лесного фонда Лесного плана Омской области (5 923,3 тыс. га) с одной стороны и данных формы 1.1 государственного лесного реестра на 01.01.2007 N 187 "Об утверждении формы государственного лесного реестра" (3 937,6 тыс. га), который ведет ГУ лесного хозяйства Омской области и данных Управления Росфиннадзора по Омской области (3 933,9 тыс. га).
Учитывая положения части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что на Управление Росфиннадзора по Омской области возложена обязанность по доказыванию законности совершенных действий и вынесенных актов, неправомерности применения методики расчета излишне израсходованной субвенции, составившей 15 966 876 руб. (47 662 316 Ч 35%), исходя из процентного соотношения земельных участков, неправомерно освоенных, к общей площади земель, на которые была рассчитана субвенция, при том условии, что осуществление работ по охране и мониторингу земель осуществлялось ГУ лесного хозяйства Омской области не на основе процентного отношения одних площадей к другим, а в соответствии с назначенными лесоустройством объемами работ по указанному лесоустройством местоположению.
Доводам заявителя жалобы относительно того, что ГУ лесного хозяйства Омской области допущено неправомерное использование средств субвенции федерального бюджета на оплату мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на землях общей площадью 1 983 272 га, не являющихся в проверяемом периоде землями лесного фонда в границах Омской области, судом первой инстанции дана правовая оценка, основанная на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В этой связи они подлежат отклонению, как направленные на переоценку фактических обстоятельств дела.
Это в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.12.2009 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-20141/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 марта 2010 г. по делу N А46-20141/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании