Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 апреля 2010 г. по делу N А27-12200/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2010 г.
Закрытое акционерное общество "Стройсервис" (далее по тексту ЗАО "Стройсервис") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Кемеровской таможни Федеральной таможенной службы Сибирского таможенного управления (далее по тексту - таможня), выразившихся в отказе произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов, о чём изложено в письме N 09-32/8199 от 15.07.2009.
Решением от 26.10.2009 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 20.01.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное ЗАО "Стройсервис" требование удовлетворено. Действия Кемеровской таможни, выразившиеся в отказе осуществить возврат таможенных сборов в размере 964 000 рублей признаны незаконными. Также принято решение о взыскании с таможни в пользу ЗАО "Стройсервис" понесённых последним судебных расходов в размере 2 000 рублей, то есть суммы перечисленной в бюджет государственной пошлины.
В кассационной жалобе Кемеровская таможня просит отменить принятое 26.10.2009 Арбитражным судом Кемеровской области по делу решение и вынесенное 20.01.2010 Седьмым арбитражным апелляционным судом, по результатам его пересмотра, постановление. Не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт об отказе ЗАО "Стройсервис" в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Кемеровская таможня, указывая на неправильное толкование арбитражными судами норм материального права и, ссылаясь на подпункт 31 пункта 1 статьи 11, пункт 1 статьи 124, пункты 1 и 2 статьи 137, пункты 1, 2 и 4 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ), пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее по тексту - Постановление от 28.12.2004 N 863), пункт 7.1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации", просит отменить принятые по делу решение и постановление, и принять новый судебный акт.
Кемеровская таможня считает, что за каждый факт декларирования требуется уплата таможенных сборов, как необходимого условия совершения в отношении декларанта юридически значимых действий по таможенному оформлению товара. Причем уплата таможенных сборов при подаче временной и при подаче полной таможенных деклараций не может толковаться как их двойная уплата.
Кемеровская таможня, обжалуя принятое арбитражным судом решение в части взыскания с них в пользу ЗАО "Стройсервис" судебных расходов в размере 2 000 рублей, ссылается на положение подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождающее его от обязанности по уплате государственной пошлины.
ЗАО "Стройсервис" в предоставленном отзыве просит кассационную жалобу таможни оставить без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение Арбитражным судом Кемеровской области при принятии решения норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, и возражения ЗАО "Стройсервис" на них, закреплённые в отзыве, проверив правильность применения Арбитражным судом Кемеровской области и Седьмым арбитражным апелляционным судом при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, 09.07.2009 ЗАО "Стройсервис" обратилось в Кемеровскую таможню с заявлением без номера от 08.07.2009 о возврате излишне уплаченных таможенных сборов на основании полных таможенных деклараций, общая сумма по которым составляет 964 000 рублей.
Кемеровская таможня письмом от 15.07.2009 N 09-321/8199 отказала в просьбе обществу, в связи с отсутствие правовых основания для возврата сборов за таможенное оформление при применении процедуры полного периодического декларирования.
Полагая, что действия Кемеровской таможни по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных сборов являются незаконными, ЗАО "Стройсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из установленных арбитражными судами фактических обстоятельств дела и следующих норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.1 Таможенного кодекса Российской Федерации к таможенным сборам относятся, в том числе таможенные сборы за таможенное оформление. Таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 Кодекса), до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 357.10 Кодекса установлено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" установлено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб.
Подача полной таможенной декларации по своей правовой природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации.
Обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Как следует из подпункта 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации, к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно статье 60 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Судами обоснованно сделана ссылка на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08 о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Как установлено судами и заявителем кассационной жалобы не оспаривается, при временном декларировании экспортируемого товара Общество уплатило таможенные сборы в надлежащем размере.
С учетом вышеизложенных обстоятельств вывод судов о неправомерном отказе Кемеровской таможней в возврате Обществу излишне уплаченных таможенных сборов основан на правильном применении норм материального права.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на пункт 7.1 постановления Правительства от 28.12.2004 N 863, введенного в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 и вступившего в силу с 25.03.2009, не могут быть приняты во внимание, поскольку данная норма не действовала на момент возникновения спорных правоотношений, и обратной силы не имеет.
Арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Судебная коллегия кассационной инстанции поддерживает принятое арбитражным судом решение в части возмещения ЗАО "Стройсервис" судебных расходов, исходя из следующего.
В статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьёй 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом право на возмещение таких расходов возникает при условии фактически понесенных стороной затрат с документально подтвержденным размером расходов.
Судебная коллегия кассационной инстанции, исследовав платёжное поручение N 4441 от 23.07.2009, представленное ЗАО "Стройсервис", исходя из вышеизложенных норм, признаёт вывод арбитражного суда о возмещении судебных расходов правильным.
Ссылка Кемеровской таможни на норму, закреплённую в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, признаётся необоснованной, поскольку она не применима при данных обстоятельствах. Нормы, регулирующие виды и особенности возмещения судебных расходов закреплены в главе 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В главе 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормы, предусматривающие освобождение от обязанности по возмещению судебных расходов для определённых категорий лиц, отсутствуют.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.10.2009 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 20.01.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-12200/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Кемеровской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2010 г. по делу N А27-12200/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании