Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 апреля 2010 г. по делу N А27-7237/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2010 г.
Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Городская клиническая больница N 1" (далее - заказчик, МЛПУ "ГКБ N 1", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Управление ФАС по Кемеровской области) о признании недействительным решения от 09.04.2009 "Об оставлении обращения главного врача МЛПУ "Городская клиническая больница N 1" о включении в реестр недобросовестных поставщиков общества с ограниченной ответственностью "ФундаментСтрой" (далее - ООО "ФундаментСтрой", Общество) без удовлетворения и обязании антимонопольного органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "ФундаментСтрой".
Заявленные требования мотивированы тем, что судебными актами по делу N А27-5678/2009-5 и по делу N А27-5743/2009-5 установлены факты уклонения ООО "ФундаментСтрой" от заключения муниципального контракта, что в силу статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", является основанием для включения вышеуказанного Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением от 30.10.2009 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные МЛПУ "Городская клиническая больница N 1" требования удовлетворены, признано недействительным решение Управления ФАС по Кемеровской области от 09.04.2009 "Об оставлении обращения главного врача Муниципального лечебно-профилактического учреждения "Городская клиническая больница N 1" о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "ФундаментСтрой" без удовлетворения". Арбитражный суд обязал антимонопольный орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения сведений в отношении ООО "ФундаментСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Постановлением от 14.01.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение от 30.10.2009 изменено в мотивировочной части. По делу принят новый судебный акт с той же резолютивной и иной мотивировочной частями, но из мотивировочной части решения от 30.10.2009 Арбитражного суда Кемеровской области исключено указание на преюдициальное значение решений Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5678/09 и по делу N А27-5743/2009. В остальной части решение суда первой инстанции от 30.10.2009 оставлено без изменения. Изменения мотивировочной части решения от 30.10.2009 Арбитражного суда Кемеровской области не повлекли принятие судом данной инстанции по существу не правильного судебного акта.
В кассационной жалобе Управление ФАС по Кемеровской области просит отменить принятые по делу судебные акты по основанию несоответствия выводов арбитражных судов обстоятельствам дела, а также противоречащим нормам материального права, и просит вынести по делу новый судебный акт. Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу от МЛПУ "Городская клиническая больница N 1", ООО "ФундаментСтрой" к началу судебного заседания не поступили.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что на официальном сайте Администрации Кемеровской области было размещено извещение о проведении открытого аукциона N 013 ПЛУ/ЗХ/ОА на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ для МЛПУ "ГКБ N 1" (лот N2).
В качестве обеспечения исполнения обязательств по вышеуказанному муниципальному контракту на основании пункта 4 статьи 38 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" МЛПУ "ГКБ N1" 26.03.2009 ООО "ФундаментСтрой" представило договор страхования гражданской ответственности за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом N 0000 063-08/ГК-42КЕ от 16.03.2008, договор страхования гражданской ответственности за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом N 0000 062-08/ГК-42КЕ от 16.03.2008.
ООО "ФундаментСрой" была подана заявка на участие в аукционе по лоту N 2 "Капитальный ремонт помещений 1-го этажа, площадью 96,9 м2, отделения литотрипсии и эндоурологии (УРАТ 11) МЛПУ "ГКБ N 1" по адресу пр. Бардина, 30 корпус 2", на счет заявителя внесены денежные средства в размере 5% от начальной максимальной цены контракта в качестве обеспечения заявки.
Заявитель признал аукционную заявку соответствующей требованиям аукционной документации и допустил Общество к участию в аукционе.
11.03.2009 был проведен аукцион, по результатам которого ООО "ФундаментСтрой" было признан победителем по лоту N 2 "Капитальный ремонт помещений 1-го этажа, площадью 96,9 м2, отделения литотрипсии и эндоурологии (УРАТ 11) МЛПУ "ГКБ N1" по адресу пр. Бардина, 30 корпус 2" с ценой исполнения контракта 640 337,94 руб. Участником, сделавшим предпоследнее предложение признан также заявитель. 12.03.2009 протокол проведения аукциона был размещен на официальном сайте.
Пункт 32 информационной карты аукционной документации содержит требование об обеспечении исполнения контракта: лот N 2 - 15% - 220 806,19 руб.
Проект контракта был передан заявителю в установленный законом срок.
20.03.2009 в адрес МЛПУ "ГКБ N1" ООО "ФундаментСтрой" был направлен муниципальный контракт по лоту N 2 "Капитальный ремонт помещений 1-го этажа, площадью 96,9 м2, отделения литотрипсии и эндоурологии (УРАТ 11) МЛПУ "ГКБ N1" по адресу пр. Бардина, 30 корпус 2", скрепленные подписью руководителя и печатью заявителя в прошитом виде на пяти листах, в двух экземплярах.
В качестве обеспечения исполнения муниципального контракта ООО "ФундаментСтрой" одновременно с контрактом был передан полис серии ЮЛ N 026671 страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом ООО "Национальной страховой группы "РОСЭНЕРГО" в оригинале, сетевой график выполнения работ.
Подписанный контракт, полис страхования, сетевой график получены согласно почтового уведомления МЛПУ "ГКБ N1" - 20.03.2009.
26.03.2009 Обществом МЛПУ "ГКБ N1" был передан договор страхования гражданской ответственности N 000 063-08/ГК- 42КЕ от 16.03.2008, подписанный Директором Кемеровского филиала К.Л.Г., действующей на основании доверенности N 296 от 01.01.2009.
Однако, 31.03.2009 Заказчик (МЛПУ "ГКБ N 1") принял решение о признании ООО "ФундаментСтрой" уклонившимся от заключения муниципального контракта по лоту N 2 "Капитальный ремонт помещений 1-го этажа, площадью 96,9 м2, отделения литотрипсии и эндоурологии (УРАТ 11) МЛПУ "ГКБ N1" по адресу пр. Бардина, 30 корпус 2", указав, что Общество не представило надлежащего обеспечения исполнения обязательств по муниципальному контракту N 037/ 1ТЛУ/ЗХ.
Указанное решение было оформлено протоколом от 31.03.2009 о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ для МЛПУ "ГКБ N1" (2 лот).
Полагая, что ООО "ФундаментСтрой" уклонилось от заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ МЛПУ "ГКБ N 1", в лице главного врача больницы, действующего на основании прав по должности, обратилось в антимонопольный орган с заявлением о включении в порядке статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" подрядчика - ООО "ФундаментСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением от 09.04.2009 антимонопольный орган отказал заявителю в удовлетворении заявления.
Не согласившись с данным решением антимонопольного органа, МЛПУ "ГКБ N 1" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Арбитражные суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из доказанности факта уклонения от заключения муниципального контракта с МЛПУ "Городская клиническая больница N1" со стороны ООО "ФундаментСтрой".
Суд кассационной инстанции, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из установленных арбитражным судом фактических обстоятельств дела и действующего законодательства.
Частями 1, 2, 4 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов) предусмотрено, что сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 N 331 таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная антимонопольная служба.
Пунктами 11, 12 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России для федеральных нужд территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, ведению реестра недобросовестных поставщиков, включению и исключению сведений из реестра недобросовестных поставщиков возложены на территориальные органы Федеральной антимонопольной службы России.
В силу пункта 5.7 раздела 2 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 15.12.2006 N 324 к полномочиям территориального органа относится включение сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков.
Статьей 29 Закона о размещении заказов предусмотрено, что в случае, если победитель конкурса в срок, предусмотренный конкурсной документацией, не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в соответствии с частью 10 статьи 28 данного Закона или частью 2 настоящей статьи, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, победитель конкурса признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.
Арбитражными судами на основании исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сделан вывод о том, что по факту уклонения ООО "ФундаментСтрой" от заключения муниципального контракта с МЛПУ "Городская клиническая больница N1" (лот N 2) Заказчиком принято решение, которое оформлено протоколом о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ для МЛПУ ""Городская клиническая больница N1" от 31.03.2009.
Законность принято заказчиком в отношении ООО "ФундаментСтрой" решения о признании ООО "ФундаментСтрой" уклонившимся от заключения муниципального контракта подтверждается судебными актами Арбитражного суда Кемеровской области и Седьмого арбитражного апелляционного суда по делам N А27-5678/2009-5 и N А27-5743/2009-5.
Судебными актами по указанным выше делам установлено, что договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом N 000 063-08/ГК-42КЕ от 16.03.2008 не соответствует требованиям действующего законодательства (пункт 3 статьи 38 Закона о размещении заказов, статье 938 Гражданского кодекса Российской Федерации) и срок действия данного договора не соответствуют сроку действия муниципального контракта на выполнение ООО "ФундаментСтрой" работ по лоту N 2.
Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, являясь в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав, имеет целью восстановление нарушенного права.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно, как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
С учетом вышеизложенного, правомерным является вывод арбитражного суда о том, что невключение ООО "ФундаментСтрой" в реестр не добросовестных поставщиков, при наличии оснований для такого включения, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере гражданско-правовых отношений, так как не гарантирует не возможность участия данного недобросовестного поставщика в последующих конкурсах и аукционах, проводимых заявителем.
Кроме того, обоснованным является вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что уклонение ООО "ФундаментСтрой" от заключения муниципального контракта с МЛПУ ""Городская клиническая больница N1" повлекло за собой затягивание процесса освоения бюджетных средств, выделенных для осуществления ремонта и не проведение данного ремонта в установленные сроки и другие неблагоприятные последствия.
Исходя из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обоснованно указало на способ устранения нарушений прав и законных интересов МЛПУ ""Городская клиническая больница N1" при признании принятого антимонопольным органом решения недействительным (часть 5).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и материалов дела и были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом первой инстанции и влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.10.2009 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 14.01.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-7237/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 2010 г. по делу N А27-7237/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании