Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 апреля 2010 г. по делу N А27-14648/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2010 г.
Управление судебного департамента в Кемеровской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Учреждение) о признании недействительным решения от 22.07.2009 N 113 "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования" в части непринятия к зачету расходов в сумме 55 373,08 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.10.2009 заявленные Управлением требования удовлетворены.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит решение и постановление судов отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению подателя жалобы, судами неправильно применено Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309 (далее - Положение N 309), согласно которому пребывание соответствующего лица в санатории менее 14 дней позволяет Фонду не принимать к зачету расходы по оплате путевки в полном объеме.
Кроме того, Учреждение считает, что суды необоснованно приняли во внимание дополнительные ("вторые") отрывные талоны к путевкам, подтверждающие общий срок пребывания в санатории не менее 14 дней, поскольку расходы по оплате дополнительных путевок были произведены не за счет средств обязательного социального страхования.
Отзыв от Общества в суд кассационной инстанции не поступил.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Фондом проведена выездная проверка Управления по вопросу расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
По результатам проверки составлен протокол от 22.07.2009 N 18000080 с/с и вынесено решение от 22.07.2009 N 113, которым Управлению отказано в принятии к зачету расходов, произведенных страхователем в 2006 году по оплате путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей в сумме 55 373,08 руб.
Не согласившись с решением Фонда, Управление обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления судов.
Арбитражные суды, первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные Управлением требования, исходили из того, что факт пребывания в санатории соответствующих лиц менее 14 дней Фондом не доказан; законодательством установлен верхний предел путевки - 21 день, который Управлением не нарушен.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление судов, исходит из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством мер, направленных, в частности, на компенсацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан вследствие необходимости получения санаторно-курортного лечения.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ установлено, что страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию является оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Пунктом 2 Положения N 309 предусмотрено, что путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, а также на долечивание непосредственно после стационарного лечения приобретаются в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, имеющие лицензии на осуществление медицинской деятельности и сертификаты соответствия на питание, выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Продолжительность санаторно-курортного лечения и оздоровления в санаторно-курортных учреждениях составляет 14-24 дня.
Пунктом 4 Положения N 309 установлено, что страхователь за счет средств обязательного социального страхования осуществляет самостоятельно расходы на полную или частичную оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение или оздоровление работников и членов их семей из расчета стоимости пребывания в санаторно-курортном учреждении одного человека в сутки и продолжительности пребывания, установленных Федеральным законом о бюджете фонда на соответствующий год, а также исходя из предусмотренных региональным отделением фонда страхователю ассигнований на эти цели.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 22.12.2005 N 173-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" (далее - Закон N 173-ФЗ) за счет средств социального страхования могут быть оплачены путевки, предоставляемые застрахованным гражданам - сотрудникам организации, в том числе по специальному согласованию с ФСС РФ (в случае получения фондом дополнительных доходов) в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и имеющие соответствующую лицензию, на срок пребывания до 21 дня из расчета до 600 руб. в сутки.
Статьей 5 Закона N 173-ФЗ установлено, что в 2006 году Фонд осуществляет оплату стоимости путевок сроком пребывания не более 21 дня в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту лечения, осуществляемого за счет средств федерального бюджета, в санаторно-курортные и федеральные специализированные медицинские учреждения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" и перечисленных Фонду, в сумме 9 321 581 руб.
Материалами дела подтверждается, что сроки санаторно-курортного лечения не превысили верхнего предела их продолжительности, установленного в 2006 году, то есть 21 дня.
Судами установлено, что Управлением для своих работников приобретены путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий ОАО "Алтай West", оплата расходов в сумме 55 373,08 руб. произведена Управлением за счет средств обязательного социального страхования.
Факт продолжительности санаторно-курортного лечения каждого сотрудника не менее 14 дней подтверждается счетами и накладными санатория.
Наличие двух отрывных талонов к путевкам, срок по которым в сумме составляет не менее 14 дней, объясняется тем, что в процессе проживания в санатории ОАО "Алтай West" сотрудниками Управления была осуществлена замена номеров, в связи с чем ОАО "Алтай West" перенес продолжительность лечения на второй отрывной талон.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства, и учитывая, что наличие представленных отрывных талонов к путевкам свидетельствует о фактическом пребывании соответствующих лиц в санатории не менее 14 дней, суды пришли к правильному выводу, что расходование средств обязательного социального страхования не превышает норм, установленных законом, следовательно, у Фонда отсутствовали основания для непринятия к зачету данных расходов.
Доводы кассационной жалобы о том, что оплата санаторию путевок производилась не за 14 дней санаторно-курортного лечения и не за счет средств обязательного социального страхования, материалами дела не подтверждается.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.10.2009 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010 по делу N А27-14648/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 апреля 2010 г. по делу N А27-14648/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании