Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 апреля 2010 г. по делу N А75-11561/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Торгмастер" (далее - ООО "Торгмастер", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты - Мансийского автономного округа -Югры (далее - Департамент) от 20.10.2009 N 106 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда от 11.11.2009 в удовлетворении заявления ООО "Торгмастер" отказано.
Постановлением апелляционного суда от 29.01.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Торгмастер", полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителя ООО "Торгмастер", суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании обращения муниципального предприятия "Ханты-Мансийскгаз" от 22.09.2009 N 2293 (л.д. 28) по распоряжению от 28.09.2009 N 239 директора Департамента С.В. П. (л.д.32) в отношении ООО "Торгмастер" проведена внеплановая проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации магазина "Торгмастер", расположенного по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, 49.
Проверкой установлено, что предметом деятельности организации являются оптовая и розничная торговля продовольственными товарами. В процессе деятельности юридического лица образуются отходы производства и потребления (картонная, деревянная и бумажная упаковка из-под товаров, отходы канцелярской деятельности, отходы от уборки помещений и территории возле магазина, просроченные продукты питания и т.д.), которые оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду и относятся к IV и V классам опасности.
Паспорта на образующиеся отходы IV класса опасности у ООО "Торгмастер" не имеются, учет отходов в магазине не ведется, договор на вывоз отходов со специализированным предприятием отсутствует.
Выявленные нарушения, отраженные в акте внеплановой документарной проверки от 06.10.2009, протоколе об административном правонарушении от 06.10.2009 N 90, позволили проверяющим сделать вывод о том, что в действиях ООО "Торгмастер" имеется состав правонарушения, установленный статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Постановлением от 20.10.2009 N 106 (л.д. 59-62) ООО "Торгмастер" привлечено к ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением Департамента, ООО "Торгмастер" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая ООО "Торгмастер" в удовлетворении заявления, арбитражные суды пришли к выводу о том, что материалами дела доказано событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вина в его совершении. Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующих порядок привлечения к административной ответственности, при этом не установлено.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет привлечение к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона данного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении порядка обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ обращением с отходами является любая деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовывались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция) утратившие свои потребительские свойства.
Указанный закон регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и в процессе любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
Материалами дела установлено, что ООО "Торгмастер" занимается оптовой торговлей продовольственными товарами, в результате которой у общества образуются бытовые отходы различных классов опасности. В процессе деятельности общества образовывались отходы IV и V классов опасности (коды 9120040001004 - мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный; 9120110001005 - отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами; 9120120001005 - отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами).
Судебными инстанциями установлено, что в нарушение требований природоохранного законодательства, а именно статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды", статей 4, 11, 14 Федерального закона N 89-ФЗ ООО "Торгмастер" не ведет учет образующихся в процессе торговой деятельности отходов, не имеет паспорта на опасные отходы и договора на вывоз отходов из магазина со специализированным предприятием, имеющим лицензию на сбор, транспортировку и захоронение отходов.
Исследовав и оценив в соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела документы, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу о том, что административным органом представлены достаточные доказательства совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основания считать данные выводы не соответствующими обстоятельствам дела или имеющимся в деле доказательствам, либо основанными на неправильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Таким образом, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о законности оспариваемого постановления и отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя.
При проверке принятых по делу решения и постановления суд кассационной инстанции не установил наличие оснований для отмены судебных актов, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Таким образом, государственная пошлина в сумме 2 000 рублей, подлежит возврату ООО "Торгмастер".
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно - Сибирского округа постановил:
решение от 11.11.2009 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 29.01.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-11561/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торгмастер" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 (две тысячи) рублей, уплаченную по квитанции от 18.03.2010.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2010 г. по делу N А75-11561/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании