Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 апреля 2010 г. по делу N А75-8236/2009
(извлечение)
Администрация городского поселения Приобье (далее - городская администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к администрации Октябрьского района (далее - администрация района) о признании незаконным бездействия администрации района по не направлению проекта решения представительного органа муниципального района, в который входит имущество, подлежащее передаче и необходимое поселению для организации электроснабжения населения, и обязании администрации района направить городской администрации проект решения представительного органа муниципального района, в который входит имущество, подлежащее передаче согласно перечню, указанному в заявлении.
Решением от 05.11.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявленные городской администрацией требования удовлетворены.
Постановлением от 12.02.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней администрация района, ссылаясь на несоответствие выводов обеих судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в ином судебном составе.
В отзыве на кассационную жалобу городская администрация, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
В судебном заседании представитель городской администрации Митина Ю.В. поддержала доводы отзыва.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено двумя судебными инстанциями, администрацией района 25.12.2008 в адрес городской администрации направлено письмо N 01-26-4871/080-1 о согласовании переченя объектов электроснабжения, планируемых к передаче в собственность муниципального образования городского поселения Приобъе.
На основании письма администрации района решением Совета депутатов городского поселения Приобъе от 29.12.2008 N 01-26-4871/080-1 согласовано имущество, подлежащее передаче из муниципального образования Октябрьский район в муниципальную собственность муниципального образования городского поселения Приобье.
30.12.2008 городская администрация направила в адрес администрации района решение от 29.12.2008 N 38 Совета депутатов поселения "О согласовании предложений о разграничении муниципального имущества".
16.01.2009 городская администрация обратилась к главе администрации района с письмом, в котором указала, что в его адрес были направлены согласованные предложения о разграничении имущества муниципального образования Октябрьский район, передаваемого в муниципальную собственность городского поселения Приобъе с перечнем имущества, предназначенного для электроснабжения, а также согласованные предложения с перечнем имущества, находящегося в аренде Приобского МП ЖКХ МО Октябрьский район.
В этом письме городская администрация просила в срок до 20.01.2009 сообщить, принималось ли Думой Октябрьского района решение об утверждении согласованных предложений и направлялись ли они в правительство округа, если нет, то по какой причине.
Администрация района в письме от 02.02.2009 N 01-23-98/09-0-1 сообщила, что письмом от 25.12.2008 N 01-26-4871/080-1 перечень объектов электроснабжения направлялся лишь для сверки фактического наличия объектов и выявления расхождений, предложения о разграничении собственности муниципального района указанным письмом не вносились, на рассмотрение Думы Октябрьского района вопрос о разграничении муниципальной собственности не вносился.
Письмом от 02.02.2009 N 01-23-98/09-0-0 администрация района направила перечень видов работ и услуг, относящихся к полномочиям городской администрации в части электроснабжения, сообщив при этом, что, исходя из указанных видов работ, будет производиться разграничение муниципального имущества в части организации электроснабжения.
Полагая, что подлежащее передаче имущество необходимо для решения задач по организации в границах городского поселения Приобье электроснабжения населения и что администрация района уклоняется от его передачи, городская администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" установлен перечень имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов.
Порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами установлен пунктом 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с указанным пунктом разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта Российской Федерации, принимаемым по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В случае, если устав хотя бы одного из муниципальных образований, указанных в настоящей части, не утвержден в течение указанного срока, срок отсчитывается со дня утверждения соответствующего устава.
Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
Таким образом, закон субъекта Российской Федерации является основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество.
Вопросы передачи имущества из собственности муниципального района в собственность входящего в его состав городского поселения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре урегулированы Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.12.2007 N 170-оз "О порядке передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поседениями и муниципальными районами, в состав которых входят поселения" (далее - Закон от 13.12.2007 N 170-оз).
Статьей 2 Закона от 13.12.2007 N 170-оз предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют подготовку проекта решения представительного органа муниципального района, в который входят перечни имущества, подлежащего передаче.
Указанные перечни направляются в соответствующие поселения для согласования.
Представительный орган поселения принимает одно из двух видов решений о согласовании представленного перечня передаваемого имущества и о внесении изменений в представленный перечень передаваемого имущества.
Поскольку администрацией района не направлялся администрации города проект решения представительного органа Октябрьского района, в который входит имущество, подлежащее передаче и необходимое городскому поселению Приобье для организации электроснабжения населения, обе судебные инстанции обоснованно признали, что указанное бездействие администрации района противоречит положениям пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 05.11.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление от 12.02.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8236/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2010 г. по делу N А75-8236/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании