Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 апреля 2010 г. по делу N А03-9216/2009
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" (далее - ООО "Тепловые сети") и администрации Михайловского района Алтайского края (далее - администрация, заявитель), с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 8 102 716 рублей 85 копеек долга, 3 628 793 рублей 74 копеек неустойки в солидарном порядке, при участии в деле третьего лица: Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Михайловского района Алтайского края
Решением от 05.11.2009 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 28.01.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда исковые требования удовлетворены частично.
В кассационной жалобе администрация Михайловского района Алтайского края просит отменить судебные акты по делу, принять новое решение. Заявитель считает, вывод суда о сложившихся между сторонами правоотношениях по поставке угля для муниципальных нужд основан на неверном толковании норм прав и не полном рассмотрении всех обстоятельств дела.
Законность принятых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам открытого аукциона на право заключения контракта на поставку угля для государственных и муниципальных нужд Алтайского края на отопительный сезон 2008-2009, проведенного 08.05.2008 между администрацией (заказчик) и ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" (поставщик) был заключен муниципальный контракт от 01.06.2008 N 3066/08-2 (далее - контракт). Согласно пункту 1.2 контракта поставщик обязуется поставить уголь покупателям, указанным в разнарядке на поставку угля, а заказчик гарантирует оплату поставленного угля на основании пункт 3 контракта. В соответствии с контрактом ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" заключило договор от 01.07.2008 N 4091/08-2 с указанным в разнарядке к контракту покупателем - ООО "Тепловые сети".
В период указанного отопительного сезона истец поставил покупателю уголь, который был оплачен лишь частично.
Ненадлежащее исполнение ответчиками своих обязательств по оплате полученного товара послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 532 Гражданского кодекса Российской Федерации при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.
В силу статьи 363 Гражданского кодекса Российской Федерации при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.
В статье 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" закреплено, что муниципальными заказчиками могут выступать органы самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 1 статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и частично.
В соответствии с пунктом 4.2.1 контракта заказчик гарантирует своевременную оплату покупателями поставленного угля в соответствии с условиями, предусмотренными пунктом 3 контракта.
Пунктом 5.3 контракта предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту Заказчик и Покупатель несут солидарную ответственность.
Суды первой и апелляционной инстанции правомерно установили, являясь заказчиком по контракту, администрация Михайловского района Алтайского края несет перед ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" солидарную ответственность по оплате поставленного истцом товара.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 05.11.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 28.01.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-9216/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" закреплено, что муниципальными заказчиками могут выступать органы самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 1 статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и частично."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2010 г. по делу N А03-9216/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании