Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 апреля 2010 г. по делу N А46-18604/2009
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - ИФНС N 2 по ЦАО г. Омска) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 Красноярского края (далее - МИФНС N 23 по Красноярскому краю), обществу с ограниченной ответственностью "Элит Комплект" (далее - ООО "Элит Комплект") о признании недействительным решения от 22.05.2009 N Р100096А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Элит Комплект".
Решением от 10.11.2009 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 24.02.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение МИФНС N 23 по Красноярскому краю от 22.05.2009 N Р10096А о государственной регистрации изменений, связанных с изменением места нахождения юридического лица, внесенных в учредительные документы ООО "Элит Комплект", как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В кассационной жалобе МИФНС N 23 по Красноярскому краю просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Считает, что судами неправильно применены положения статей 4, 12, 14, 17, 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статей 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статей 36, 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Считает, что суд вышел за пределы заявленных требований, не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, М. Т.Ш., Н. И.И., Н. Л.Ю., нарушив, тем самым, их права и законные интересы.
Полагает, что квитанция Сбербанка РФ от 14.05.2009 на сумму 400 руб. является надлежащим доказательством уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Элит Комплект".
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС N 2 по ЦАО г. Омска просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Отзыв на кассационную жалобу от ООО "Элит Комплект" в суд не представлен.
Проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Из материалов дела следует, что согласно решению N 1 от 14.05.2009 единственного учредителя ООО "Элит Комплект" М. Т.Ш. взял на себя обязанности единственного участника ООО "Элит Комплект", утвердил новый адрес местонахождения общества: 644031, г. Омск, ул. 25 Линия, 72, офис 5; фактически утвердил новую редакцию Устава общества; возложил на себя обязанности генерального директора общества с 25.05.2009; обязал зарегистрировать изменения в соответствии с действующим законодательством.
15.05.2009 генеральный директор ООО "Элит Комплект" Н. И.И. обратился в МИФНС N 23 по Красноярскому краю с пакетом документов: заявлением формы Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (вход. N 10096А); решение учредителя ООО "Элит Комплект" N 1 от 14.05.2009; изменения и дополнения в учредительные документы ООО "Элит Комплект"; Устав ООО "Элит Комплект", утвержденный решением участника N 1 от 14.05.2009; квитанция КГ ОСБ N 161/0213 от 14.05.2009 об уплате государственной пошлины на сумму 400 руб.
На странице 02 заявления в графе 5 - "Сведения о заявителя" указан руководитель постоянно действующего исполнительного органа - Н. И.И.
В качестве адреса (места нахождения) юридического лица - постоянно действующего исполнительного органа - был указан следующий адрес: 644031, Омская область, город Омск, улица 25 Линия, дом 72, квартира 5 (лист Б формы N Р13001).
22.05.2009 на основании указанного заявления и приложенных к нему документов МИФНС N 23 по Красноярскому краю принято решение N Р10096А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Элит Комплект".
Регистрационное дело ООО "Элит Комплект" направлено в ИФНС N 2 по ЦАО г. Омска, 23.05.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие сведения.
При проведении проверки поступивших в ИФНС N 2 по ЦАО г. Омска документов, установлено, что государственная регистрация указанных изменений осуществлена на основании неполного пакета документов - отсутствовало доказательство уплаты государственной пошлины заявителем - обществом в установленном законодательством порядке (за счет собственных средств), а также документов, содержащих недостоверные сведения о месте нахождения организации, а именно: по указанному адресу - 644031, Омская область, город Омск, улица 25 Линия, дом 72, квартира 5 - организация фактически не находится. Это подтверждается протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 05.06.2009 и опроса свидетеля от 08.06.2009.
Считая решение N Р10096А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Элит Комплект" незаконным, ИФНС N 2 по ЦАО г. Омска обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ИФНС N 2 по ЦАО г. Омска требования суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что представленные для государственной регистрации документы ООО "Элит Комплект" содержат недостоверные сведения о его новом месте нахождения, отсутствует доказательство уплаты государственной пошлины заявителем-обществом в установленном законодательством порядке (за счет собственных средств).
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты и принимая по делу новое решение, исходит из следующего.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или, в соответствии с законодательством Российской Федерации, данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Из содержания части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Упомянутые документы ООО "Элит Комплект" были представлены регистрирующему органу.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основаниями для отказа в государственной регистрации являются непредставление определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 данного Закона. Следовательно, при отсутствии указанных оснований регистрирующий орган обязан произвести регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
По смыслу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.
Обоснованным является довод заявителя кассационной жалобы о том, что квитанция Сбербанка РФ от 14.05.2009 на сумму 400 руб. является надлежащим доказательством уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Элит Комплект".
Как следует из материалов дела, государственная пошлина за регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы общества, уплачена по квитанции КГ ОСБ N 161/0213 от 14.05.2009 от имени юридического лица наличными денежными средствами законным его представителем - Н. И.И., являющимся руководителем постоянно действующего исполнительного органа общества. В квитанции, представленной при государственной регистрации, в поле "наименование платежа" указано: "Госпошлина за регистрацию Юридических лиц".
Таким образом, данный документ является надлежащим доказательством, подтверждающим факт оплаты юридическим лицом государственной пошлины за совершение регистрационных действий.
Поскольку в представленном платежном документе платежные реквизиты указаны правильно, государственная пошлина за осуществление регистрационных действий перечислена в федеральный бюджет, право Российской Федерации на взимание государственной пошлины в данном случае не нарушено, оснований для отказа в совершении регистрационных действий не имелось.
Принимая во внимание, что выводы двух судебных инстанций противоречат упомянутым нормам материального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления ИФНС N 2 по ЦАО г. Омска.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 10.11.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 24.02.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-18604/2009 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявления Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 Красноярского края, обществу с ограниченной ответственностью "Элит Комплект" о признании недействительным решения от 22.05.2009 N Р10096А о государственной регистрации изменений отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2010 г. по делу N А46-18604/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании