Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 апреля 2010 г. по делу N А75-9960/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "МегионЭнергоНефть" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - отделение фонда социального страхования) о признании недействительным решения от 01.09.2009 N 33 с/с и обязании принять к зачету непринятые расходы на цели обязательного социального страхования.
Решением от 19.10.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 25.01.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования общества удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным в части непринятия расходов в сумме 8 434,92 руб., установлена обязанность отделения фонда социального страхования зачесть обществу выплаты на пособия по временной нетрудоспособности с районным коэффициентом 1,7.
В кассационной жалобе отделение фонда социального страхования просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Отделение фонда социального страхования полагает, что установленные субъектами Российской Федерации районные коэффициенты к заработной плате не могут применяться при определении максимальных размеров пособий и выплат, производимых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что по результатам документальной выездной проверки по вопросам правомерности расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд социального страхования за период с 01.01.2007 по 30.06.2009, составлен акт от 19.08.2009 N 33 с/с и принято решение от 01.09.2009 N 33 с/с о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в том числе расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, произведенных с применением районного коэффициента 1,7.
Основанием для непринятия отделением фонда социального страхования спорных расходов послужили выводы фонда о неправомерной выплате работникам общества пособий по временной нетрудоспособности в большем размере, чем предусмотрено законодательством, а именно, при расчете пособия к окладам применен районный коэффициент 1,7 вместо 1,5.
Не согласившись с оспариваемым решением в части непринятия спорных расходов, произведенных на выплату пособий по временной нетрудоспособности с районным коэффициентом 1,7, заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) гарантии и компенсации, установленные данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, в том числе в части, касающейся граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании статьи 24 Закона N 4520-1 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом.
В соответствии со статьей 5 Закона N 4520-1 гарантии, в частности, в области социального страхования регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области социального страхования.
Согласно статье 10 Закона N 4520-1, статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств, соответственно, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
С учетом изложенных норм суды пришли к выводу, что, поскольку до настоящего времени постановления Правительством Российской Федерации по данному вопросу не принято, то в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации и до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным Кодексом, продолжают действовать законы и иные правовые акты бывшего СССР, постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.
Таким образом, судами обоснованно указано о правомерном применении заявителем постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области" (с изменениями от 04.05.1978), которым утвержден районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции поддерживает вывод судов о том, что заявителем правомерно выплачивалось пособие в размере полного заработка с применением районного коэффициента 1,7, в то время как отделением фонда социального страхования в силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства установления в спорный период в предусмотренном законодательством порядке районного коэффициента 1,5, учитываемого при определении размера выплат социальных пособий.
При рассмотрении спора судами не принята ссылка отделения фонда социального страхования на пункт 55 постановления Совмина РСФСР от 20.03.1991 N 162, поскольку данное постановление регулировало правоотношения в иной экономической ситуации при осуществлении государственного регулирования цен.
Кроме того, в связи с принятием Закона N 4520-1 указанное постановление действует в той части, в которой не противоречит данному Закону, не содержащему ограничений, предусмотренных пунктом 55 постановления Совмина РСФСР.
Судами также обоснованно отклонена ссылка отделения фонда социального страхования на информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 N 1199-16, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 N 25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке", поскольку данный документ не относится к нормативным правовым актам, устанавливающим размер районного коэффициента.
Более того, как верно указали суды, средства фонда социального страхования в соответствии с законодательством формируются, в том числе и за счет средств, уплачиваемых организациями в составе единого социального налога, при определении налоговой базы по которому учитываются любые выплаты и вознаграждения работникам, в том числе и суммы районного коэффициента, входящего в состав заработной платы.
В связи с этим работники общества, оплата труда которых осуществляется с применением районного коэффициента 1,7 и страховые взносы в фонд социального страхования исчисляются и уплачиваются с применением коэффициента 1,7, имеют право на получение пособий с применением районного коэффициента в таком же размере.
Таким образом, арбитражным судом кассационной инстанции не установлено неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина подлежит возврату в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.10.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 25.01.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-9960/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре государственную пошлину в размере 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 10.03.2010 N 1445. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2010 г. по делу N А75-9960/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании