Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 мая 2010 г. по делу N А45-15771/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Новосибхолод" (далее - ООО УК "Новосибхолод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Управление, УФАС по Новосибирской области) о признании незаконным решения от 20.05.2009 N 26.
Заявленные требования мотивированы тем, что Управлением необоснованно сделан вывод о необходимости применения к переходу прав по договору аренды Постановления Правительства РФ N 685 от 30.06.1998, которым предусмотрено заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности на основании конкурса; замена арендатора не является заключением нового договора аренды; ограничение конкуренции не произошло и не могло произойти.
В качестве третьих лиц к делу, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, Учреждение Российской академии наук Сибирское отделение РАН, открытое акционерное общество "Новосибирский хладокомбинат", общество с ограниченной ответственностью "Академ Сервис".
Решением от 11.11.2009 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 02.02.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС по Новосибирской области, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление полагает, что судами неправомерно не принято во внимание, что соглашение о замене арендатора, заключенное после предварительного разрешения арендодателя, следует расценивать как сделку по замене арендатора федерального имущества без проведения конкурса; заключенные соглашения могли привести к ограничению конкуренции на рынке аренды федерального имущества, что является нарушением статьи 8 Закона РСФСР "О конкуренции...", утратившей силу с момента вступления в силу Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В отзывах на кассационную жалобу ООО УК "Новосибхолод", общества с ограниченной ответственностью "Академ Сервис" по доводам, изложенным в кассационной жалобе, возражают, просят решение и постановление оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ООО УК "Новосибхолод" отзыв на кассационную жалобу поддержал.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзывы на нее, выслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что основанием для принятия УФАС решения от 20.05.2009 по признакам нарушения законодательства о конкуренции Межрегиональным территориальным управлением Росимущества по РАН, Сибирским отделением Российской академии наук, ОАО "Новосибирский Хладокомбинат", ООО Управляющая компания "Новосибхолод" послужило заявление ООО "Вятсибмебель" с жалобой на то, что Учреждение СО РАН сдает в аренду складские помещения через посредника ООО УК "Новосибхолод", содержание которых ложится на субарендаторов и негативно отражается на их финансовом состоянии.
По результатам рассмотрения дела Управлением признано наличие в действиях указанных обществ нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ранее статья 8 Закона РСФСР), выразившегося в заключении 29.08.2006 к каждому из договоров аренды складских помещений, заключенных между МТУ Росимущества по РАН, СО РАН, и ОАО "Новосибирский хладокомбинат", соглашений о перемене лиц в договорах аренды, в соответствии с которыми все права и обязанности арендатора без проведения конкурса переданы от ОАО "Новосибирский хладокомбинат" к ООО УК "Новосибхолод", что может привести к ограничению конкуренции.
Полагая указанное решение незаконным, ООО УК "Новосибхолод" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из оценки заключенных соглашений о перемене лиц в договорах аренды как сделки перенайма, заключенные в рамках основных арендных обязательств в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Ранее аналогичные нормы были закреплены в статье 8 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по обеспечению поступлений в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" от 30.06.1998 N 685 (утратил силу (постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.2009)) предусматривает, что заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта, в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 Мингосимуществом Российской Федерации принято распоряжение от 28.07.1998 N 774-р, которым было утверждено Положение о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, регламентирующее процедуру проведения торгов и заключения по его результатам договоров аренды федерального имущества.
Распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.07.1998.
О необходимости применения данного положения указано также в разъяснениях Минэкономразвития Российской Федерации, изложенных в письме N 15605-КА/Д08 от 23.10.2006.
В соответствии с протоколом определения победителя конкурса от 19.07.2005, победителем конкурса признан ОАО "Новосибирский хладокомбинат"; по итогам конкурса между МТУ Росимущества по РАН СО РАН (арендодатели) и ОАО "Новосибирский Хладокомбинат" заключены договоры на складские помещения складского комплекса: 3 краткосрочных договора (NN 2100/05, 2102/05 от 19.08.2005 г.) со сроком действия 11 месяцев с ежегодным продлением); 11 договоров со сроком действия 7 лет, с 01.08.2005 по 31.07.2012 (NN 2090/05,2091/05, 2094/05, 2095/05, 2096/05, 2097/05, 2098/05, 2099/05, 2103/05, 2104/05 от 19.08.2005); 1 договор со сроком действия 8 лет, с 01.01.2006 по 31.12.2013 (N 2092/05 от 19.08.2005 г.).
К каждому из договоров аренды между МТУ Росимущества по РАН СО РАН (арендодатели) и ОАО "Новосибирский хладокомбинат" 29.08.2006 заключено соглашение о перемене лиц в договоре аренды, в соответствии с которыми с согласия арендодателей МТУ Росимущества по РАН СО РАН, ОАО "Новосибирский хладокомбинат" передало все права и обязанности арендатора ООО УК "Новосибхолод".
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
Исходя из изложенных норм права, принимая во внимание, что договоры аренды заключены с ОАО "Новосибирский хладокомбинат" как с победителем открытого конкурса, результаты которого, оспариваемые УФАС по Новосибирской области, были предметом рассмотрения в рамках дела N А45-15439/2009, где установлено, что УФАС по Новосибирской области не доказаны требования в части признания недействительным конкурса, а также в части признания недействительным договоров аренды, заключенных по его результатам в порядке статей 65, 447, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о подписании дополнительных соглашений к договорам аренды, заключенным по результатам открытого конкурса в соответствии со статьями 421, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускающими передачу прав и обязанностей арендатора по договору другому лицу с согласия арендодателя, если иное не установлено законом.
С учетом того, что указанные соглашения заключены с согласия арендодателя (СО РАН) и с разрешения представителя собственника имущества (МТУ Росимущества по РАН), в связи с чем порядок перемены лиц в обязательстве не нарушен, при этом заключение новых договоров аренды произведено не было, сделки перенайма заключены в рамках основных арендных обязательств, существенные условия договоров аренды остались неизменны, включая размер арендной платы, следовательно, нет оснований считать ООО УК "Новосибхолод" нарушившим положения Закона о конкуренции.
Ссылка УФАС на иной порядок установленный Постановлением Правительства РФ N 685 от 30.06.1998, отклоняется как несостоятельная.
Пункт 3 указанного постановления предусматривал заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности на конкурсной основе, в данной случае договоры аренды были заключены на конкурсной основе, то есть особый порядок соблюден; при этом положения Постановления N 685 в части проведения конкурса не распространяются на соглашения о перемене лиц в договорах аренды, заключенных по результатов конкурса.
Пункт 3 Постановления N 685 утратил силу на день принятия решения по настоящему делу.
Арбитражные суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.11.2009 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 02.02.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-15771/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Управление Федеральной антимонопольной службы установило, что арендатор, ставший таковым по результатам конкурса, заключил соглашение о перемене лиц в договоре аренды: передал свои права и обязанности новому арендатору. По мнению управления ФАС, такое соглашение, как заключенное без проведения конкурса, противоречит Закону о защите конкуренции. Существует запрет на соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые ограничивают конкуренцию.
Новый арендатор обратился в суд с заявлением о признании решения управления незаконным.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из оценки заключенного соглашения о перемене лиц в договоре аренды как сделки перенайма. В соответствии с п. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено ГК РФ, другим законом или иными правовыми актами.
Соглашение заключено с согласия арендодателя, т. е. порядок перемены лиц в обязательстве не нарушен. При этом заключение новых договоров аренды произведено не было, сделки перенайма заключены в рамках основных арендных обязательств, существенные условия договоров аренды остались неизменны, включая размер арендной платы. Следовательно, нет оснований считать организацию нарушившей положения Закона о защите конкуренции.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 мая 2010 г. по делу N А45-15771/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании