Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 апреля 2010 г. по делу N А46-23774/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2010 г.
Закрытое акционерное общество "Завод сборного железобетона N 6" (далее - ЗАО "ЗСЖБ N 6") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) о признании незаконным и отмене постановления от 18.11.2009 N 04-U4/48 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением от 07.12.2009 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных ЗАО "ЗСЖБ N 6" требований отказано.
Постановлением от 24.02.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "ЗСЖБ N 6", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение, которым отменить постановление от 18.11.2009 N 04-U4/48 РЭК Омской области и прекратить производство по административному делу.
Заявитель полагает, что ЗАО "ЗСЖБ N 6" не является субъектом административного правонарушения, предусматривающего ответственность за поставку тепловой энергии по тарифам, не утверждённым Региональной энергетической комиссией Омской области, поскольку в силу закона, а также технологических причин и отсутствия оборудования предназначенного для поставки энергии, не может быть поставщиком тепловой или электрической энергии потребителям многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Омске, ул. Фрейзерная, д. 40 и ул. 28-я Северная, д. 22.
Вместе с этим ЗАО "ЗСЖБ N 6" утверждает, что им приняты все необходимые меры для своевременного утверждения Региональной энергетической комиссией Омской области его тарифов на поставляемую потребителям упомянутых многоквартирных жилых домов тепловую энергию.
Кроме того, ЗАО "ЗСЖБ N 6" считает, что РЭК Омской области допущены нарушения процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, характер и степень общественной опасности совершенного им административного правонарушения носят незначительный характер и заслуживают оценки как малозначительного административного правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы ЗАО "ЗСЖБ N 6" и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, при проведении внеплановой выездной проверки соблюдения ЗАО "ЗСЖБ N 6" порядка ценообразования при осуществлении деятельности по поставке тепловой энергии РЭК Омской области установлено, что ЗАО "ЗСЖБ N 6" за оказанные услуги производило плату по тарифам, не утвержденным органом, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов.
По результатам проверки РЭК Омской области составлены акт от 16.10.2009 N 04-0641 протокол об административном правонарушении от 11.11.2009 N 04-033/44, на основании которых принято постановление от 18.11.2009 N 04-04/48 о назначении ЗАО "ЗСЖБ N 6" административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Согласно части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 100 тысяч рублей.
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении требований ЗАО "ЗСЖБ N 6" о признании незаконным и отмене постановление от 18.11.2009 N 04-04/48, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации предоставлено право по утверждению перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены соответствующие перечни, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен (тарифов на электрическую и тепловую энергию (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, - гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные (потребительские рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями.
На основании указа Губернатора Омской области от 28.05.2003 N 95 осуществление названных функций в Омской области возложено на Региональную энергетическую комиссию.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в соответствии с договором поставки от 01.02.2007 ЗАО "ЗСЖБ N 6" осуществляет отпуск тепловой энергии ООО "УК Уют" для отопления жилого дома, расположенного по адресу: г.Омск, ул. Фрезерная, 40 и в соответствии с договором поставки от 01.11.2008 осуществляет отпуск тепловой энергии ООО "УК "Партнер" для отопления жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 28 Северная, 22.
При этом взимание платы за указанные услуги по поставке тепловой энергии ЗАО "ЗСЖБ N 6" осуществляло по тарифам, не утвержденным органом, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов (РЭК Омской области), чем нарушило установленный порядок ценообразования.
Поскольку ЗАО "ЗСЖБ N 6" не были приняты необходимые меры по соблюдению действующего законодательства об установлении тарифов, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о правомерном привлечении данного общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводам заявителя о малозначительного совершенного им административного правонарушения и нарушении РЭК Омской области процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.12.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 24.02.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-23774/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2010 г. по делу N А46-23774/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании