Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 мая 2010 г. по делу N А67-9051/2009
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску (далее по тексту инспекция) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Томснаб" (далее по тексту ООО "Томскснаб") на основании решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Новосибирска (далее по тексту налоговый орган) за регистрационным N 2095404027651 от 03.03.2009.
Требования мотивированы тем, что ООО "Томскснаб" представлены недостоверные сведения относительно места нахождения по адресу: г. Томск, ул. Лебедева, д. 87.
Решением от 25.01.2010 Арбитражного суда Томской области (судья Л.А. М.) требования инспекции удовлетворены.
Постановлением от 18.03.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, принят по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску просит отменить постановление и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции от 25.01.2010. Податель жалобы считает, что выводы арбитражного суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. У апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения.
Отзыв на кассационную жалобу от налогового органа и ООО "Томскснаб" к началу судебного заседания не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, единственным участником ООО "Спецмастер" Мелкумян А.К. 20.02.2009 принято решение N 2 о переименовании ООО "Спецмастер" в ООО "Томскснаб" и изменении адреса общества на г. Томск, ул. Лебедева, д. 87.
Учредителем подано заявление в налоговый орган о внесении изменений в ЕГРЮЛ относительно наименования и места нахождения юридического лица.
Решением налогового органа за регистрационным N 2095404027651 от 03.03.2009 внесены изменения в наименование общества и его места нахождения.
Установив в ходе контроля, что ООО "Томскснаб" по указанному им адресу не находится, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционная инстанция исходила из того, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений, кроме того, инспекцией пропущен без уважительных причин срок на обжалование решения налогового органа.
Кассационная инстанция, оставляя постановление без изменения, исходит из следующего.
На основании частей 2, 4 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее по тексту Закон о государственной регистрации) представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Согласно положениям части 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Указанные документы обществом представлены.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации основаниями для отказа в государственной регистрации являются: непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Закона.
Учитывая, что такие основания не установлены, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для признания решения налогового органа недействительным.
В соответствии с Законом о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Закон не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, а также вносимых в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.
В качестве последствия грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц Закон о государственной регистрации (пункт 2 статьи 25) предусматривает право регистрирующего органа в судебном порядке ликвидировать такое юридическое лицо.
Несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества, не может рассматриваться в качестве единственного основания для признания регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством.
Принимая обжалуемые акты, апелляционная инстанция исходила из совокупности исследованных конкретных обстоятельств, представленных доказательств, которым дана соответствующая правовая оценка.
Обоснованными являются выводы апелляционной инстанции о пропуске инспекцией срока на обжалование решения налогового органа.
Доводы инспекции, изложенные в жалобе, не опровергают выводов суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 18.03.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-9051/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 мая 2010 г. по делу N А67-9051/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании