Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 мая 2010 г. по делу N А70-8541/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 г.
Управление муниципальных закупок Администрации города Тюмени (далее - Управление муниципальных закупок) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - УФАС по Тюменской области) о признании недействительным решения от 14.07.2009 N 334-01 в части пунктов 2, 3 и предписания от 14.07.2009 N 334.
Решением от 08.10.2009 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 10.02.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление муниципальных закупок просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального права и на необоснованных выводах.
Заявитель жалобы считает, что на момент рассмотрения заявок у общества с ограниченной ответственностью "Тюменьгазмонтажналадка" (далее - ООО "Тюменьгазмонтажналадка") имелась соответствующая лицензия, которая была в дальнейшем продлена. Несоблюдение формы представленных разрешений на ввод в эксплуатацию не является подтверждением отсутствия опыта у ООО "Тюменьгазмонтажналадка" на выполнение работ, аналогичных предмету контракта открытого аукциона.
В судебном заседании представитель Управления муниципальных закупок поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель УФАС по Тюменской области отклонил доводы кассационной жалобы.
УФАС по Тюменской области представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "Тюменьгазмонтажналадка" поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Управлением муниципальных закупок для нужд Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тюмени проведен открытый аукцион N 110/09-оа на размещение муниципального заказа на выполнение общестроительных работ по возведению зданий и сооружений, включая их капитальный и текущий ремонт в 2009-2010 годах. Предметом контракта являлось выполнение работ по реконструкции котельной N 21 в поселке Антипино в городе Тюмени.
Считая необоснованным отказ в допуске к участию в аукционе, ООО "Росгазпроект" обратилось с жалобой на действия аукционной комиссии в УФАС по Тюменской области.
Решением УФАС по Тюменской области от 14.07.2009 N 334-01 аукционная комиссия Управления муниципальных закупок при проведении открытого аукциона по размещению муниципального заказа на выполнение общестроительных работ признана нарушившей часть 3 статьи 36 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о размещении заказов).
Предписанием от 14.07.2009 N 334 УФАС по Тюменской области обязало Управление муниципальных закупок в срок до 27.07.2009 устранить допущенное нарушение путем отмены протокола заседания аукционной комиссии по рассмотрению соответствия заявок от 01.07.2009 N 1/110/09-оа и проведения повторной процедуры рассмотрения заявок в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции считает обоснованными доводы Управления муниципальных закупок о признании недействительным решения и предписания УФАС по Тюменской области исходя из следующего.
Согласно подпункту б пункта 3 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (лицензию или иной документ) в случае, если для занятия данной деятельностью необходима лицензия либо иной документ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" осуществление деятельности по строительству относится к видам деятельности, требующим лицензию.
Материалами дела установлено, что на момент подачи ООО "Тюменьгазмонтажналадка" заявки на участие в аукционе, а также на момент проведения заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе (01.07.2009), представленная в составе заявки на участие в аукционе лицензия действовала до 16.08.2009.
Действие указанной лицензии продлено до конца 2009 года. Вступившими в силу изменениями в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" возведение зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, не относится к лицензируемым видам деятельности.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обеих инстанций о том, что истечение срока лицензии ранее срока, указанного в документации об аукционе и в проекте контракта, явилось основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, несостоятельными.
В составе заявки на участие в аукционе ООО "Тюменьгазмонтажналадка" представлен оригинал справки из Тюменского филиала ФГУ "Федеральный лицензионный центр при Росстрое", согласно которой документы на продление срока лицензии переданы 23.06.2009.
Таким образом, исходя из того, что на момент рассмотрения заявки действующая лицензия была представлена, срок лицензии был продлен до конца 2009 года, а с января 2010 года строительные лицензии отменены, у УФАС по Тюменской области не было оснований признавать необоснованным допуск к участию в открытом аукционе ООО "Тюменьгазмонтажналадка" по данным основаниям, так как лицензия действовала на весь период муниципального контракта, предусматривающего ее наличие.
Суд кассационной инстанции поддерживает доводы кассационной жалобы в части надлежащего представления ООО "Тюменьгазмонтажналадка" в аукционную комиссию документов, свидетельствующих о разрешении на ввод в эксплуатацию строительных объектов.
В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство по установленной форме. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Согласно части 2 статьи 55 ГрК РФ с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию в уполномоченный орган обращается застройщик. В спорной ситуации ООО "Тюменьгазмонтажналадка" является подрядчиком, осуществляющим строительные работы на основании муниципального контракта.
Следовательно, представленные в аукционную комиссию акты и разрешения на ввод в эксплуатацию законченных реконструкцией инженерных сетей и сооружений коммунального хозяйства, принятых в эксплуатацию и введенных в действие, выданные исполнителю работ (генеральный подрядчик) ООО "Тюменьгазмонтажналадка" являются документами, свидетельствующим о возможности исполнения им муниципального контракта.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что представленное аукционной комиссии разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию выдано ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10", а не ООО "Тюменьгазмонтажналадка" несостоятельны, так как ООО "Тюменьгазмонтажналадка" являлось не заказчиком, а генеральным подрядчиком по договору строительства.
При таких обстоятельствах выводы судов обеих инстанций о том, что заявка на участие в аукционе, представленная ООО "Тюменьгазмонтажналадка", нарушает требования части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов в части непредставления лицензии на выполнение строительных работ и копий разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатации, несостоятельны.
Таким образом, у судов обеих инстанций отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого решения и предписания УФАС по Тюменской области.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 08.10.2009 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 10.02.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8541/2009 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 14.07.2009 N 334-01 в части пунктов 2 и 3 и предписание от 14.07.2009 N 334.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 мая 2010 г. по делу N А70-8541/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании