Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 мая 2010 г. по делу N А67-3277/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 г.
Открытое акционерное общество "Томскнефтепродукт" ВНК (далее - ОАО "Томскнефтепродукт" ВНК, Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением об отмене постановления Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) от 18.06.2008 N 114.32/152-08 о наложении штрафа в размере 31 787 100 руб. по делу об административном правонарушении предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 18.12.2009 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 22.03.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования ОАО "Томскнефтепродукт" ВНК отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Томскнефтепродукт" ВНК просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Общества, при исчислении штрафа ФАС России обязано было руководствоваться только выручкой ОАО "Томскнефтепродукт" ВНК за рассматриваемый период по рассматриваемому локальному рынку. В представленной Обществом в ФАС России справке указана выручка от реализации нефтепродуктов через АЗС/АЗК ОАО "Томскнефтепродукт" ВНК, находящихся в совместной деятельности и принадлежащих не только Обществу.
ОАО "Томскнефтепродукт" ВНК заявляет, что ФАС России не были учтены смягчающие обстоятельства, размер штрафа не соответствует тяжести совершенного правонарушения и степени вины Общества.
В судебном заседании представители ОАО "Томскнефтепродукт" ВНК поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель УФАС России отклонил доводы кассационной жалобы.
ФАС России представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что 09.04.2008 Комиссией ФАС России принято решение по делу N 1 11/11-018 о признании действий ОАО "Томскнефтепродукт" ВНК и ЗАО "Кузбасснефтепродукт" по установлению и поддержанию цен на Томском розничном рынке реализации нефтепродуктов нарушающих требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), о чем выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.06.2009 по делу N А40-34260/08-17-358 (43249/08-13-380) решение ФАС России от 09.04.2008 и предписание от 08.04.2008 N АГ9700 признаны соответствующими действующему законодательству.
На основании вступившего в законную силу решения и предписания ФАС России 18.06.2008 принято постановление о наложении штрафа по делу N 1 14.32/152-08 о наложении на ОАО "Томскнефтепродукт" ВНК административного штрафа, предусмотренного статьей 14.32 КоАП КФ, в размере пяти сотых суммы выручки за 2007 год от реализации нефтепродуктов на розничном рынке, что составило 31 787 100 руб.
Полагая, что оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Факт нарушения Обществом требований статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен решением ФАС России от 09.04.2008 по делу N 111/11-08, вступившим в законную силу.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов обеих инстанций в части установления ФАС России размера административного штрафа исходя их следующего.
Для целей применения главы 14 КоАП РФ под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации (примечание к статье 14.31 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
При определении размера штрафа за административное правонарушение ФАС России руководствовалось данными, которые предоставило Общество, а именно: справкой по выручке от реализации нефтепродуктов через АЗС/АЗКОАО "Томскнефтепродукт" ВНК в 2007 году; приложением - справкой по выручке от реализации нефтепродуктов через АЗС/АЗК ОАО "Томскнефтепродукт" ВНК в 2007 году; приложение N 1 к справке - "Справка по выручке от реализации нефтепродуктов через АЗС/АЗК ОАО "Томскнефтепродукт" ВНК в 2007 году, находящихся в совместной деятельности"; приложением N 2 к справке - "договор N 10 о совместной деятельности от 18.12.1999 (в редакции от 19.10.2001) с администрацией города Трехгорного"; приложением N 2 к справке - "договор N 10 о совместной деятельности от 18.12.1999 с УМП "БТИ г. Лесного".
При этом в справке по выручке от реализации нефтепродуктов через АЗС/АЗК ОАО "Томскнефтепродукт" ВНК в 2007 году имеется примечание: "В представленных данных отсутствует выручка от реализации нефтепродуктов через АЗС/АЗК, находящихся в совместной деятельности, и учет по которым в соответствии с законодательством ведется отдельно. Данные по выручке от реализации нефтепродуктов через АЗС/АЗК, находящихся в совместной деятельности отражены в приложении N 1".
Исходя из представленных ОАО "Томскнефтепродукт" ВНК данных, ФАС России наложен штраф в размере пяти сотых выручки Общества, полученной в 2007 году от реализации нефтепродуктов через АЗС/АЗК.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами в нарушение требований статьи 4.1 КоАП РФ при определении размера административного штрафа не дана оценка характеру совершенного административного правонарушения, имущественному и финансовому положению юридического лица, обстоятельствам, смягчающим (или отягчающим) административную ответственность, несостоятельны.
Судами обеих инстанций установлено, что размер штрафа принят ФАС России с учетом положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ с учетом обстоятельств дела.
Таким образом, суды обеих инстанций установив, что сумма штрафа исчислена на основании представленных Обществом по запросу ФАС России данных бухгалтерского учета и находится в пределах установленной законом санкции, размер санкции не нарушает баланс интересов государства и хозяйствующего субъекта, обстоятельства, исключающие привлечение Общества к административной ответственности не выявлены, правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании недействительным постановления ФАС России о привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции, в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют правовые основания для переоценки выводов судов обеих инстанций и отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 4 статьи 208 Арбитражного кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В связи с чем ОАО "Томскнефтепродукт" ВНК подлежит возврату из бюджета государственная пошлина, уплаченная на общую сумму 5 000 руб.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.12.2009 Арбитражного суда Томской области и постановление от 22.03.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-3277/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выдать справку ОАО "Томскнефтепродукт" ВНК на возврат из бюджета государственной пошлины в размере 5 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 мая 2010 г. по делу N А67-3277/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании