Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 мая 2010 г. по делу N А27-11227/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2010 г.
Открытое акционерное общество "Новокузнецкий хладокомбинат" (далее - ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, заинтересованное лицо) и коллегии администрации Кемеровской области (далее - коллегия) о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки принадлежащего заявителю земельного участка площадью 30 622 мI, с кадастровым номером 42:30:0207052:0003, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 12, предоставленных заинтересованным лицом и утверждённых постановлением коллегии N 520 от 27.11.2008 "О государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов Кемеровской области"; о признании недействительным вышеуказанного постановления в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки испрашиваемого земельного участка.
Заявление в суд основано на положениях Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Роснедвижимости от 29.07.2007 N П/0152, Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Методике государственной кадастровой оценки земель поселений, утверждённой приказом Росземкадастра N П/337 от 17.10.2002, статье 66 Земельного кодекса и мотивировано тем, что расчёт кадастровой стоимости земельного участка произведён на основании ненадлежащей, недостаточной и недостоверной информации.
Третьим лицом без самостоятельных требований к участию в деле привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля").
В связи с уточнением требований определением от 07.10.2010 Арбитражного суда Кемеровской области принято к производству дополнительное требование ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по организации проведения государственной кадастровой оценке спорного земельного участка, а также следующих земельных участков: площадью 4 169 мI, с кадастровым номером 42:30:0207052:84; площадью 2 567,97 мI, с кадастровым номером 42:30:0207052:85; площадью 8 077,04 мI, с кадастровым номером 42:30:0207052:86; площадью 1 692,03 мI, с кадастровым номером 42:30:0207052:87; площадью 14 115,88 мI, с кадастровым номером 42:30:0207052:88, образованных в связи с разделением земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003.
Определением от 14.10.2009 Арбитражного суда Кемеровской области производство по делу о признании недействительным постановления коллегии прекращено в связи с неподведомственностью спора в данной части арбитражному суду.
Решением от 16.11.2009 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены частично. Признав недостоверными результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003, в остальной части требований суд отказал.
Постановлением от 19.02.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, в удовлетворении заявления ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" отказано за необоснованностью.
В кассационной жалобе ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в полном объёме, решение суда первой инстанции - в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий заинтересованного лица, и дело в этой части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, судом апелляционной инстанции не учтено, что кадастровая стоимость земельных участков определяется на основании анализа рыночной стоимости.
Коль скоро, как полагает заявитель, при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 рыночная цена не использовалась, то неправомерен вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии нарушений законодательства.
Неверным считает заявитель вывод суда апелляционной инстанции о том, что ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" не обосновало, каким образом восстановятся его права с учётом отражения в государственном кадастре кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков в ином размере, чем кадастровая стоимость несуществующего земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003.
Поскольку, по утверждению заявителя, недостоверная оценка кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 напрямую влияет на сумму налога, уплаченного ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" за январь - февраль 2009 года, то в случае удовлетворения предъявленных требований ему будет возвращён излишне уплаченный налог.
Не согласен заявитель с выводом суда первой инстанции о пропуске им трёхмесячного срока для обжалования действий заинтересованного лица, так как неправильно определено начало этого срока.
В представленном отзыве Управление Роснедвижимости по Кемеровской области возражает против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.
Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, коллегия, ФГУП "ФКЦ "Земля" о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
До рассмотрения жалобы от Управления Роснедвижимости по Кемеровской области поступило ходатайство о замене заинтересованного лица Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, основанное на Указе Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", передаточном акте и свидетельстве о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 05.05.2010.
Суд кассационной инстанции, руководствуясь статьёй 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производит замену Управления Роснедвижимости по Кемеровской области на его правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.
В судебном заседании представитель ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, просил отменить постановление суда апелляционной инстанции полностью и решение в части по мотиву неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, а также за неисследованностью.
Выслушав пояснения представителя заявителя, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в соответствии со статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит подлежащим отмене постановление суда апелляционной инстанции в полном объёме, а решение суда первой инстанции - в части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области осуществлена оценка ранее принадлежащего ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" земельного участка площадью 30 622 мI, с кадастровым номером 42:30:0207052:0003, находящегося по адресу: г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 12.
Постановлением коллегии от 27.11.2008 N 520 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003, составившая 200 610 846 руб. 40 коп., с удельным показателем - 6 551 руб. 20 коп., средним взвешенным удельным показателем - 6 496 руб. 29 коп.
По решению совета директоров ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" упомянутый земельный участок был разделён на пять земельных участков (протокол от 16.01.2009), которым присвоены кадастровые номера: 42:30:0207052:85; 42:30:0207052:86; 42:30:0207052:87; 42:30:0207052:88.
Право собственности на указанные земельные участки ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" зарегистрировало 26.02.2010, о чём в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи.
14.04.2009 на запрос заявителя заинтересованное лицо предоставило сведения о кадастровой стоимости перечисленных земельных участков по состоянию на 2009 год (письмо N 07/12-1603).
При этом средний взвешенный удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 был использован при расчёте кадастровой стоимости образованных после его разделения вышеуказанных земельных участков.
Кроме того, в своем письме Управление Роснедвижимости по Кемеровской области разъяснило, что для получения кадастрового паспорта земельного участка с указанием кадастровой стоимости заявителю необходимо обратиться в территориальный отдел Управления Роснедвижимости по Кемеровской в г. Новокузнецке.
Подробную информацию о расчёте кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 заинтересованное лицо направило ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" с письмом от 05.06.2009 N 07/12-2562.
Заявитель, полагая, что кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 определён с нарушением требований законодательства без учёта рыночной стоимости, что повлекло увеличение налогооблагаемой базы и нарушило его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Согласно пункту 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу пункта 13 Правил N 316 при проведении государственного кадастрового учёта вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешённого использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний, по государственной оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания) и принятых во исполнение пункта 11 Правил N 316.
Пунктом 2.2.1 Методических указаний установлено, что расчёт кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешённого использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, производится на основе построения статистических моделей с учётом факторов стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Согласно пункту 2.2.2 Методических указаний состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешённого использования земельных участков в составе земель населённых пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации.
В пункте 2.2.5 Методических указаний закреплено, что для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населённых пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен пунктом 9.5 Административного регламента, согласно которому в случае соответствия состава отчёта условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр отчёта на проверку в Роснедвижимость.
Роснедвижимость производит проверку отчёта на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).
Исследовав материалы кадастровой оценки и применив названные положения закона и нормативных правовых актов, суд первой инстанции установил отсутствие доказательств использования рыночной информации при расчёте удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" с кадастровым номером 42:30:0207052:0003, вследствие чего сделал вывод о наличии оснований для признания результатов оспариваемой оценки недостоверными.
В удовлетворении требований заявителя о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по организации проведения кадастровой оценки земельных участков суд отказал за пропуском срока, указав, что дополнительные требования заявлены ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" за пределами предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российский трёхмесячного срока.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований заявителя, исходил из того, что расчёт кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 осуществлялся с использованием специального программного обеспечения, содержащего критерии качества рыночной информации и пороговые значения всех статистических показателей.
Кроме того, установил, что отчёт о государственной кадастровой оценке земель по Кемеровской области в соответствии с пунктом 9.5 Административного регламента прошёл экспертизу в Роснедвижимости.
Посчитав, что требования заявителя сводятся только к оспариванию кадастровой стоимости несуществующего земельного участка, а постановление коллегии, утвердившее средний удельный показатель не оспорено и не отменено, суд не нашёл оснований для удовлетворения заявления ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат".
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на обжалование действий заинтересованного лица по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, суд апелляционной инстанции располагал теми же доказательствами, что и суд первой инстанции, однако неосновательно без ссылки на нормы права переоценил их.
Причём отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков населённых пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, который суд первой инстанции исключил из числа доказательств, поскольку в нём отсутствуют данные о сборе ФГУП "ФКЦ "Земля" и проверке рыночной информации при определении кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка, признал надлежащим доказательством.
Отчёт N 1 ГРК140-029д "Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков", используемый при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003, суд первой инстанции счёл несоответствующим положениям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Вместе с тем суд апелляционной инстанции данное обстоятельство не принял во внимание.
Неправильно определив предмет заявленных требований, апелляционный суд сделал вывод, что ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" не оспаривает средний удельный показатель, установленный при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 и применённый при определении кадастровой стоимость новых земельных участков.
Именно потому, что заявитель просил признать недостоверными результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка, включающие в себя и средний удельный показатель, суд первой инстанции, установив нарушение законодательства, а также прав и законных интересов заявителя, обоснованно удовлетворил в этой части требование ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат".
Сложившаяся правоприменительная практика, в том числе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, свидетельствует о правильности выбранного заявителем способа защиты.
В то же время необоснован вывод судов о пропуске заявителем срока на обжалование действий заинтересованного лица.
Как закреплено в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, действия органов обжалуются в течение трёх месяцев, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Вывод судов о том, что заявитель мог предположить о нарушении его прав из письма Управления Роснедвижимости по Кемеровской области от 14.04.2009 N 07/12-1603, сделан без исследования в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации названного документа в совокупности с другими материалами дела, из которых заявитель, по его утверждению, узнал об определении кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков.
В связи с изложенным постановление апелляционной инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права и норм процессуального права, а решение - в части отказа в удовлетворении требований ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в связи с неисследованностью в этой части материалов и обстоятельств дела и направлением в этой части дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
При новом рассмотрении дела в указанной части суду необходимо надлежащим образом изучить письмо от 14.04.2009 и документы, на которые ссылается заявитель, на предмет того, могло ли ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" узнать из этих документов о нарушении своих прав и законных интересов, дать им правовую оценку. Исходя из установленного, решить вопрос о возможности рассмотрения по существу требований заявителя о признании незаконными действий заинтересованного лица и распределить расходы на уплату государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктами 3, 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 19.02.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу А27-11227/2009 отменить.
Решение от 16.11.2009 Арбитражного суда Кемеровской области отменить в части отказа в удовлетворении требований ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по организации проведения государственной кадастровой оценки земельных участков.
Дело в этой части передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 мая 2010 г. по делу N А27-11227/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании