Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 мая 2010 г. по делу N А45-28203/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Почтовая Экспедиционная Компания" (далее - ООО "ПЭК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Западно-Сибирского Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (далее - Территориальный отдел, административный орган) постановления по делу об административном правонарушении от 28.08.2009 N 167 о привлечении к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением от 10.12.2009 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 03.03.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "ПЭК" просит изменить мотивировочную часть обжалуемых судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
Общество заявляет, что имела место перевозка почтовых отправлений, которые не являются грузом согласно положениям Устава железнодорожного транспорта. Осмотр почтовых отправлений при их погрузке в почтовый вагон является неправомерным. Правовое регулирование перевозок грузов и перевозок почтовых отправлений различно. Выводы судов о нарушении Обществом запрета на транспортировку пищевых продуктов совместно с непродовольственными грузами является ошибочными, так как указанный запрет установлен нормативным правовым актом, действие которого не распространяется на деятельность по обеспечению пересылки почтовых отправлений. Согласно перечню СанПиН 2.3.2.1324-03 свежие овощи и фрукты не относятся к скоропортящимся товарам. Общество не является лицом, эксплуатирующим почтовые вагоны, а также лицом, осуществляющим перевозку грузов или почтовых отправлений. В действиях Общества отсутствуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО "ПЭК" поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Территориального отдела, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
В отзыве на кассационную жалобу Территориальный отдел просит оставить обжалуемые акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 20.08.2009 Территориальным отделом проведена внеплановая проверка Западно-Сибирской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров - структурного подразделения федеральной пассажирской дирекции - филиала открытого акционерного общества "РЖД" в отношении прицепных вагонов к поезду N 98 "Кисловодск-Тында" на станции Новосибирск Западно-Сибирской железной дороги.
Актом проверки установлено, что грузоотправителем (ООО "ПЭК") приняты к отправлению почтовым вагоном три партии почтовых отправлений (1300, 5000, 4000 кг) до станции Нерюнгри (4411 км) в составе которых находились скоропортящиеся товары (груши, яблоки, сливы, виноград, цитрусовые).
Установив, что в нарушение статьи 11 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), подпункта 5.7 пункта 5 Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 37, статьями 22, 32 Федерального Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", главы 5 Санитарных Правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1250-03 к отправлению приняты почтовые отправления, содержащие скоропортящиеся товары. Территориальным отделом в отношении ООО "ПЭК" 25.08.2009 составлен протокол по делу об административном правонарушении.
Постановлением от 25.08.2009 N 167 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ООО "ПЭК" обжаловало его в арбитражный суд.
Отменяя оспариваемое постановление административного органа, обе судебные инстанции установили нарушение процессуального порядка привлечения Общества к административной ответственности в части неуведомления законного представителя юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении.
ООО "ПЭК", соглашаясь с резолютивной частью обжалуемых судебных актов, просит изменить их мотивировочную часть по установлению факта совершения административного правонарушения.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, изменения мотивировочной части обжалуемых судебных актов, при этом исходит из следующего.
Статьей 6.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 3 Закона N 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами в силу статьи 1 Закона N 52-ФЗ понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлена обязанность юридических лиц по выполнению требований санитарного законодательства.
Во исполнение Закона N 52-ФЗ, а также Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 24.03.2003 (зарегистрированы в Минюсте 11.04.2003 N 4412) утверждены "Санитарные правила по организации грузовых перевозок" СП 2.5.1250-03 (далее - Санитарные правила), которые являются обязательными для всех юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку грузов (п. 1.3. Санитарных правил).
В соответствии с пунктами 1.1., 1.3. Санитарных правил, настоящие Правила распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав железнодорожного транспорта, составляющих систему обеспечения грузовых перевозок, и определяют санитарно-гигиенические требования к условиям перевозки различных видов грузов.
Пунктом 5.8 Санитарных правил запрещена транспортировка пищевых продуктов совместно с непродовольственными грузами. Совместная перевозка в одном вагоне, контейнере разных видов пищевых продуктов допускается только в отношении не выделяющих и не воспринимающих запахи продуктов, имеющих одинаковые условия их перевозки и способ обслуживания по согласованию c органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте.
Статьей 22 Федерального Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" установлены ограничения в пересылке по сети почтовой связи предметов и веществ, запрещены к пересылке в почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах Российской Федерации, в том числе, скоропортящиеся продукты питания (п.п. "д"); организации федеральной почтовой связи имеют право задерживать почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, а также уничтожать или разрешать уничтожать почтовые отправления, содержимое которых вызывает порчу (повреждение) других почтовых отправлений, создает опасность для жизни и здоровья работников организаций почтовой связи или третьих лиц, если эту опасность нельзя устранить иным путем.
Перевозка организована путем отправки указанных товаров в качестве товарных вложений почтовых отправлений (посылок) почтовым вагоном в рамках договора на предоставление услуг по приему и перевозке крупногабаритных почтовых отправлений ("прямой ход") от 01.12.2004 N 7, заключенного между Обществом и Главным центром магистральных перевозок почты - филиалом ФГУП "Почта России" по заявкам от 20.08.2009 N 105403880, N 105403878.
Согласно договору от 01.12.2004 N 7 прием от заказчика почтовых отправлений, доставляемых в рамках настоящего договора, производится на объектах почтовой связи МСЦ, погрузка почтовых отправлений в почтовый вагон осуществляется силами заказчика либо силами исполнителя за счет заказчика по тарифам, указанным в Приложении N 3 к настоящему договору.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что грузоотправителем почтовых отправлений, в которых находились пищевые продукты являлось ООО "ПЭК". Следовательно, Обществом нарушен при погрузке запрет на транспортировку пищевых продуктов совместно с непродовольственными грузами (товары, мебель, посуда, книги) пластиковые окна, стройматериалы, грунтовка и т.д.), что является нарушением Санитарных правил.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы ООО "ПЭК" о том, что в данной спорной ситуации судами неправильно применены нормативные правовые акты, регулирующие порядок перевозки почтовых отправлений, а не грузов.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что порядок перевозки почтовых отправлений и порядок включении почтовых вагонов в поезда устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Пунктом 2.1 Правил перевозки почты и эксплуатации почтовых вагонов на железных дорогах (утверждены МПС РФ 31.08.1992, Минсвязи РФ 17.09.1992) предусмотрено, что в почтовых вагонах и приспособленных отделениях пассажирских, багажных и других вагонов перевозится всякого рода почта, принятая для пересылки согласно почтовым правилам. В почтовых вагонах может перевозиться служебный крупнобагаритный груз весом свыше 20 кг каждое место, отправляемый организациями и учреждениями Министерства связи только по разрешению Отдела почтовой связи и распространения печати Министерства связи. В почтовых вагонах допускается перевозка грузов в коммерческих целях с разрешения МПС (в пределах двух и более дорог) и управлений железных дорог (в пределах дороги). Такие перевозки оформляются документами железной дороги в соответствии с Правилами перевозки пассажиров и багажа по железным дорогам (Тарифное руководство N 5).
Следовательно, принятый к отправлению почтовым вагоном груз (1300, 5000, 4000 кг) не является допустимым согласно приведенным нормам.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" в почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах Российской Федерации, запрещены к пересылке скоропортящиеся продукты питания, предметы и вещества, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников, загрязнять или портить (повреждать) другие почтовые отправления и почтовое оборудование.
Согласно пункту 5.8 Санитарных правил транспортировка пищевых продуктов совместно с непродовольственными грузами запрещается. Транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов, должны иметь санитарный паспорт, выданный в установленном порядке.
Таким образом, суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов обеих инстанций о том, что при эксплуатации железнодорожных почтовых вагонов при перевозке фруктов (1300, 5000, 4000 кг) ООО "ПЭК" нарушены санитарно-эпидемиологические требования, что является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и им дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащая правовая оценка. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеет.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы и изменения мотивировочной части обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 10.12.2009 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 03.03.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-28203/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2010 г. по делу N А45-28203/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании