Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 мая 2010 г. по делу N А67-831/2010
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - Инспекция по г. Томску) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ВИО", г. Томск, (далее - Общество) о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы Общества, на основании решения Инспекции по г. Томску от 30.01.2009 N 354, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером (далее - ОГРН) 2095404006740.
Определением арбитражного суда в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечена в качестве второго заинтересованного лица Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция по району).
Решением арбитражного суда от 12.03.2010 Инспекции по г. Томску отказано в удовлетворении заявленного требования. Арбитражный суд исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает признание недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице относительно его места нахождения.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция по г. Томску просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении ее заявления, ссылаясь на предоставлении Обществом недостоверных сведений для государственной регистрации изменений. Инспекция по г. Томску не согласна с выводом арбитражного суда о пропуске процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу от остальных лиц, участвующих в деле, к началу судебного заседания не поступили.
В судебном заседании представитель Инспекции по г. Томску поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что на основании заявления Общества от 23.01.2009 и приложенных к нему документов Инспекцией по району принято решение от 30.01.2009 N 0354 о государственной регистрации изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы. В результате государственной регистрации изменений местом нахождения Общества указано: Томская обл., г. Томск, пр-т Кирова, д. N 58, в ЕГРЮЛ внесена запись за ОГРН 2095404006740. Решением Инспекции по району от 02.02.2009 N 354 регистрационное дело направлено в Инспекцию по г. Томску.
В ходе проведенной проверки Инспекция по г. Томску установила, что Общество по указанному адресу не находится.
Полагая, что Общество представило в регистрирующий орган недостоверные сведения в части местонахождения, Инспекция по г. Томску обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, отказав Инспекции по г. Томску в удовлетворении заявленных требований, принял по существу правильный судебный акт.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Из части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Арбитражным судом установлено, что выше указанные документы представлены Обществом в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации являются: непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что такие основания арбитражным судом при исследовании и оценке материалов дела и доказательств не установлены, следовательно, регистрация заявленных Обществом изменений является правомерной.
Из положений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ следует, что государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, а также вносимых в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.
Аналогичная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2009 N ВАС-14159/09.
Доводы Инспекции по г. Томску о том, что ею не пропущен срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обращения в арбитражный суд с заявлением, были предметом исследования арбитражного суда и им дана надлежащая оценка.
Контрольные мероприятия Инспекция по г. Томску провела в феврале - мае 2009 года, а с заявлением в арбитражный суд обратилась 18.01.2010, т.е. с пропуском трехмесячного срока.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые послужили основанием для выводов арбитражного суда.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 12.03.2010 по делу N А67-831/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2010 г. по делу N А67-831/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании