Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 июня 2010 г. по делу N А03-13081/2009
(извлечение)
Управление по экономике и имущественным отношениям администрации города Славгорода Алтайского края (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее - Территориальное управление, ответчик) о признании незаконным его отказа в передаче в муниципальную собственность принадлежащих на праве собственности Российской Федерации земельных участков с кадастровыми номерами 22:71:010605:0019 площадью 137 769 кв.м., 22:71:010605:0025 площадью 23 197 кв.м., 22:71:010605:0027 площадью 41 132 кв.м., 22:71:010605:0028 площадью 17 625 кв.м. (далее - земельные участки) и об обязании Территориальное управление передать в муниципальную собственность указанные земельные участки.
Определением от 05.10.2009 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Барнаульская квартирно-эксплуатационная часть (далее - Барнаульская КЭЧ).
Решением от 24.11.2009 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 27.02.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 22:71:010605:0019, 22:71:010605:0025 не являются землями, изъятыми из оборота, в связи с тем, что разрешенное использование собственником изменено на "для эксплуатации объектов жилой застройки" и для "эксплуатации административно-управленческих и общественных объектов" соответственно. Апелляционный суд ссылается на кадастровые паспорта от 03.08.2007, тогда как истцом представлены в суд кадастровые паспорта от 08.05.2008. Поскольку в данном случае право пользования земельными участками перешло к другому лицу вследствие перехода прав собственности на объекты федерального имущества, ссылка суда на постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" неправомерна, так как Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) утратило право пользования соответствующими земельными участками.
Ответчик и третье лицо с кассационной жалобой не согласны по основаниям, изложенным в отзывах.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив доводы жалобы, отзывов, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует и установлено судами, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.08.2005 N 1230-р Территориальным управлением по акту приема-передачи от 28.05.2005 была осуществлена передача зданий, сооружений, расположенных по адресу: Алтайский край, г. Славгород, пер.Суворова (кадастровые номера земельных участков 22:71:010605:0019, 22:71:010605:0025, 22:71:010605:0027, 22:71:010605:0028) в муниципальную собственность.
Право собственности муниципального образования город Славгород на объекты, расположенные на указанных земельных участках, зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
09.05.2009 Управление обратилось в Территориальное управление с предложением о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность вышеуказанных земельных участков (письмо N 82), на что был получен отказ, что подтверждается письмом от 03.07.2009 N АИ-6602.
Считая, что данный отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы муниципального образования г. Славгород, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды исходили из того, что спорные земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании Минобороны РФ.
В соответствии с положениями части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В оспариваемом письме в качестве оснований для отказа в передаче спорных земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность, Территориальное управление указало на то, что приобретение права собственности на здание является безусловным основанием для возникновения права на соответствующий земельный участок, принятие какого-либо иного распорядительного акта не требуется; кроме того, Территориальное управление отметило, что для решения вопроса о передаче имущества, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования Барнаульской КЭЧ, следует обратиться в Минобороны РФ.
В соответствии с положениями статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Суды, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", согласно которому Минобороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению, в том числе, земельными участками, находящимися у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования, пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации", согласно которому решения о высвобождении в том числе земельных участков, находящихся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования, принимает Минобороны РФ в лице компетентного органа, исходя из недоказанности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что земельный участок с кадастровым номером 22:71:01605:0004 и вновь созданные из него спорные земельные участки были изъяты из пользования воинской части, либо переданы на каком-либо праве иному субъекту правоотношений, отказа от пользования также не заявлено, пришли к выводу, что спорные земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании Минобороны Российской Федерации, соответственно, у Территориального управления отсутствовали основания для передачи спорных земельных участков в собственность муниципального образования г. Славгород, в связи с чем, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
При этом суды учитывали, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 12.09.2007, выпискам из ЕГРП от 25.05.2009, спорные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации, назначение объектов указано: земли населенных пунктов под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения; в кадастровых планах названных земельных участков от 03.08.2007 также указано разрешение использование: под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения.
Также суды исходили из того, что в соответствии с выписками из реестра федерального имущества от 14.05.2009 правообладателем указанных земельных участков, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, является Барнаульская КЭЧ, вид разрешенного использования: под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды учитывали и то, что часть земельного участка с кадастровым номером 22:71:010605:0019 площадью 137 769 передана в распоряжение ФСБ России для строительства зданий и сооружений межрайонного отдела пограничного управления ФСБ России, что подтверждается письмом начальника Сибирского квартирно-эксплуатационного управления от 19.02.2009 N 63(зем)67; земельный участок с кадастровым номером 22:71:010605:0027, площадью 41 132 кв.м. занят зданиями и сооружениями Минобороны РФ, не переданными в муниципальную собственность: 2 склада, 2 солдатские столовые, овощехранилище; на участке с кадастровым номером 22:71:010605:0028, площадью 17 625 кв.м. расположено хранилище техники, принадлежащее Минобороны РФ, что подтверждено свидетельством о праве собственности, кадастровым паспортом и планом границ земельного участка.
Доводы Управления со ссылкой на то, что в соответствии с кадастровым паспортом, земельный участок с кадастровым номером 22:71:010605:19 имеет разрешенное использование - для эксплуатации объектов жилой застройки, а земельный участок с кадастровым номером 22:71:010605:25 имеет разрешенное использование - для эксплуатации административно-управленческих и общественных объектов, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
При этом суды исходили из того, что из представленных в материалы дела выписок из реестра федерального имущества от 14.05.2009 и выписок из ЕГРП от 25.05.2009 следует, что видом разрешенного использования данных земельных участков является - под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, что при отсутствии документов, на основании которых в кадастровые паспорта внесены изменения, свидетельствует о необоснованности позиции Управления.
Таким образом, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для их отмены отсутствуют.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, согласно положениям главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.11.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 27.02.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-13081/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июня 2010 г. по делу N А03-13081/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании