Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 июня 2010 г. по делу N А46-13196/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июня 2010 г.
Открытое акционерное общество "Омский речной порт" (далее - ОАО "Омский речной порт", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости) о признании незаконными действий по внесению в государственный земельный кадастр сведений:
- о кадастровой стоимости в размере 18 159 681,60 руб., об удельном показателе кадастровой стоимости 4 203,63 руб. за кв. метр в отношении земельного участка площадью 4 320 +/-23 кв. метров с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3115, местоположение которого установлено относительно причальной стенки, имеющей почтовый адрес: Омская область, Ленинский АО, г. Омск, ул. 9-я Ленинская, 55;
- о кадастровой стоимости в размере 703 902 047,13 руб., об удельном показателе кадастровой стоимости 4 203,63 руб. за кв. метр в отношении земельного участка площадью 167451 +/- 143 кв. метров с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3116, местоположение которого установлено относительно здания управления порта, имеющего почтовый адрес: Омская область, Ленинский АО, г. Омск, ул. 9-я Ленинская, 55;
- о кадастровой стоимости в размере 277 662 372,39 руб., об удельном показателе кадастровой стоимости 4 203,63 руб. за кв. метр в отношении земельного участка площадью 66053 +/- 90 кв. метров с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3117, местоположение которого установлено северо-западнее кадастрового квартала 55:36:09 03 03;
- о кадастровой стоимости в размере 3 567 360 руб., об удельном показателе 15 руб. за кв. метр в отношении земельного участка площадью 237 824 кв. метров с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3045, местоположение которого установлено относительно здания управления порта, имеющего почтовый адрес: Ленинский АО, г. Омск, ул. 9-я Ленинская, 55; и об обязании лица исключить из государственного кадастра недвижимости указанные сведения названных выше земельных участков.
Заявленные требования мотивированы незаконным внесением сведений о кадастровой стоимости земельных участков без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка субъектом Российской Федерации.
Определением от 18.06.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Омской области.
Решением от 13.11.2009, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010, отказано в удовлетворении заявления ОАО "Омский речной порт".
Суды пришли к выводу о правомерности действий по внесению сведений о кадастровой стоимости, о подаче заявления в арбитражный суд с пропуском трехмесячного срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе ОАО "Омский речной порт", ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает необоснованным вывод суда о том, что удельные показатели кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, принадлежащий заявителю, утверждены и содержатся в постановлении правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенный пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", полагая, что указанным постановлением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков квартала. Податель жалобы обращает внимание на то, что средний удельный показатель и удельный показатель являются разными понятиями и рассчитываются по-разному. Кроме того, общество считает необоснованным вывод суда о том, что средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования применяются исключительно для исчисления кадастровой стоимости земельных участков в исключительных случаях, указанных в постановлении правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П. Податель жалобы указывает на то, что судом не исследовано обстоятельство нарушения Управлением Роснедвижимости пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. Кроме того, податель жалобы считает необоснованным вывод суда о пропуске обществом трехмесячного срока для обжалования указанных действий.
В судебном заседании представитель ОАО "Омский речной порт" поддержал в полном объеме доводы и требования кассационной жалобы.
Правительство Омской области не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, но представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит решение и постановление оставить без изменения, отклонив доводы кассационной жалобы.
Управление Роснедвижимости, извещенное надлежащим образом о судебном разбирательстве по делу, не представило отзыв в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не направило своего представителя для участия в заседании суда кассационной инстанции.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей Управления Роснедвижимости и правительства Омской области.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права при разрешении настоящего дела, а также соответствие выводов суда установленным обстоятельствам по делу, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Омский речной порт" использует земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:09 03 03:3116, 55:36:09 03 03:3117, 55:36:09 03 03:3115, 55:36:09 0303:3045, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности.
В связи с обстоятельствами, установленными проведенной Департаментом имущественных отношений администрации города Омска проверкой об использовании земельных участков, ОАО "Омский речной порт" направило 03.02.2009 в адрес Территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости запрос о предоставлении документально подтвержденной информации относительно даты внесения в Государственный кадастр недвижимости используемых земельных участков, о кадастровой стоимости земельных участков; а также копии документов, на основании которых произошло установление вида разрешенного использования земельных участков.
ОАО "Омский речной порт", исходя из сведений, полученных письмом от 18.03.2009 N 07-07/1219 на свой запрос, посчитало действия Управления Роснедвижимости по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, всесторонне и полно исследовав материалы дела, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
При этом арбитражный суд установил, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3045 пропущен срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, суд установил, что Управление Роснедвижимости вносило в государственный земельный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земель, в том числе и в отношении земельных участков, используемых обществом, на основании постановления правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Апелляционный суд, учитывая разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", положения Указа губернатора Омской области от 30.03.2004 N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов губернатора Омской области, правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области", статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", поддержал вывод суда о пропуске трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3045.
При рассмотрении дела апелляционный суд не согласился с доводом ОАО "Омский речной порт" о незаконности действий по внесению кадастровой стоимости по земельному участку с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3045, указав, что основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости сведений о земельных участках общества послужило постановление правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п. Впоследствии сведения о кадастровой стоимости земель внесены в государственный кадастр недвижимости с учетом изменений, внесенных постановлением правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п.
Апелляционный суд также поддержал вывод суда о законности действий по внесению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 03 03:3116, 55:36:09 03 03:3117, 55:36:09 03 03:3115.
В процессе судебного разбирательства ОАО "Омский речной порт" не оспаривало размер кадастровой стоимости названных земельных участков.
Судебные инстанции, не установив нарушений законодательства в оспариваемых действиях Управления Роснедвижимости и признав недоказанным нарушения прав и законных интересов общества, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, законом определена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно Закону Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-ОЗ к полномочиям правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).
Правительство Омской области во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло 19.12.2007 постановление N 174-п об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции от 04.12.2006) следует, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за N 9913 от 26.07.2007, утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель", который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
- разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В пункте 9.9 Административного регламента определено, что Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации).
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).
Утверждение общества, что кадастровая стоимость каждого земельного участка, расположенного в пределах кадастрового района 55:36 города Омска, должна быть утверждена правительством Омской области, является необоснованным.
Исходя из установленных обстоятельств с учетом указанных правовых норм, Управление Роснедвижимости, не утверждало, а лишь в силу предоставленных полномочий после утверждения кадастровой стоимости земель постановлением правительства Омской области N 174-п внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, в том числе, в целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 по предоставлению плательщикам земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
Довод кассационной жалобы общества относительно недоказанности нарушения им трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу изложенных обстоятельств не влияет на выводы судебных инстанций по существу заявленных требований, в связи с чем, не принимается в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанций пришел к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, как основанные на правильном применении норм законодательства.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 13.11.2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по делу N А46-13196/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омский речной порт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июня 2010 г. по делу N А46-13196/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании