Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 июня 2010 г. по делу N А45-24052/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Фуд-Мастер-Консалтинг" (далее - ООО "Фуд-Мастер-Консалтинг", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Новосибирской области (далее - администрация) о признании недействительным распоряжения от 21.09.2009 N 412-ра "Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 54:07:057401:2378 в Искитимском районе Новосибирской области из состава земель одной категории в другую" (далее - распоряжение N 412-ра) и обязании принять акт о переводе земельного участка с кадастровым номером 54:07:057401:2378, площадью 195 000 кв.м., местоположение земельного участка: участок находится примерно в 1,5 км. на северо-запад от здания Сельсовета с. Морозово, адрес ориентира: Новосибирская область, Искитимский район из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.
Решением от 17.12.2009 (судья Х.А.В.) Арбитражного суда Новосибирской области, заявленные требования удовлетворены: суд признал недействительным оспариваемое распоряжение и обязал Администрацию принять акт о переводе земельного участка с кадастровым номером 54:07:057401:2378, площадью 195 000 кв.м., местоположение земельного участка: участок находится примерно в 1,5 км. На северо-запад от здания Сельсовета с. Морозово, адрес ориентира: Новосибирская область, Искитимский район из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.
Постановлением от 22.03.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, решение суда от 17.12.2009 изменено в части принятия мер по устранению допущенных прав и законных интересов. В даной части решение изложено в следующей редакции: "обязать администрацию Новосибирской области принять соответствующий акт в порядке, предусмотренном статьями 4, 10 Федерального Закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение первой инстанции. В обоснование жалобы указывает на то, что суд апелляционной инстанции в нарушение статей 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не мотивировал и не определил норму права, в соответствии с которой суд не считает возможным обязать администрацию принять акт именно о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
Администрация с кассационной жалобой не согласна по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва, заслушав пояснения представителей истца, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между ООО "Фуд-Мастер-Консалтинг" и Администрацией, на основании постановления Администрации от 07.04.2005 N 57, подписан договор аренды земельного участка от 07.04.2005 N 11/05.
ООО "Фуд-Мастер-Консалтинг" 11.01.2008 обратилось в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - ДИЗО) с ходатайством о переводе земельного участка из земель одной категории в другую, ходатайство заявителя было принято к рассмотрению; акта о переводе или об отказе в переводе земельного участка из земель одной категории в другую не было принято.
19.08.2008 заявитель обратился к ДИЗО с просьбой сообщить результат рассмотрения вышеуказанного ходатайства, на данное обращение ответа не последовало. 23.03.2009 ДИЗО в адрес заявителя было направлено письмо N 2195-14/12 "О переводе земельного участка из одной категории в другую", в котором ДИЗО указал, что решение о переводе земельного участка из одной категории в другую принимает орган исполнительной власти - Администрация; ДИЗО был подготовлен проект распоряжения Администрации "О переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую" и подписан руководителем ДИЗО 18.02.2008; 15.04.2008 в адрес первого заместителя Губернатора Новосибирской области было направлено обращение о рассмотрении вопроса о возможности согласования проекта перевода земельного участка.
Поскольку акта о переводе или об отказе в переводе земельного участка из земель одной категории в другую не было принято, ООО "Фуд-Мастер-Консалтинг" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия заинтересованного лица по принятию акта о переводе земельного участка, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства культурно-оздоровительного туристического центра, либо акта об отказе в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства культурно-оздоровительного туристического центра и обязании заинтересованного лица принять акт о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства культурно-оздоровительного туристического центра, либо акт об отказе в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства культурно-оздоровительного туристического центра, в соответствии с решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.07.2009 по делу N А45-623/2009, заявленные требования удовлетворены.
Вышеуказанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.07.2009 по делу N А45-623/2009, в котором участвовали те же лица.
При рассмотрении спора судами установлено, что распоряжение Администрации N 412-ра принято во исполнение решения арбитражного суда по делу N А45-623/2009 на основании Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другу" (далее - Закон N 172-ФЗ), с учетом решения межведомственной комиссии по проверке использования земель береговой зоны реки Бердь на территории Искитимского района Новосибирской области от 10.09.2009.
Вместе с тем, ни в распоряжении N 412-ра, ни в решении межведомственной комиссии по проверке использования земель береговой зоны реки Бердь на территории Искитимского района Новосибирской области от 10.09.2009, каких-либо выводов относительно оснований для отказа в переводе земельного участка из земель одной категории в другую, предусмотренных нормами статей 4, 10 Закона N 172-ФЗ не сделано.
Удовлетворяя заявленные требований в части признания недействительным распоряжения N 142-ра, суд первой инстанции пришел к выводу, что нарушение прав и законных интересов общества оспариваемым решением следует из существа оспариваемого решения, а также из невозможности реализовать права, предусмотренные статьей 3 Закона N 172-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 2 Закона N 172-ФЗ, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии с нормами статьи 3 Закона N 172-ФЗ, пункта 17 административного Регламента департамента по предоставлению государственной услуги по подготовке документов о переводе земельных участков из одной категории в другую (Регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по исполнению данной государственной услуги (раздел 1 Регламента), в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. При этом ходатайство, не подлежащее рассмотрению по данным основаниям, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
В случае принятия ходатайства к рассмотрению, исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Поскольку ходатайство общества было принято ДИЗО к рассмотрению и рассмотрено (проект распоряжения о переводе земельного участка из земель одной категории в другую был направлен заинтересованному лицу), суды сделали вывод, что в данном случае с ходатайством обратилось надлежащее лицо и к ходатайству были приложены документы, состав, форма и содержание которых соответствовали требованиям земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 5 Регламента, конечным результатом предоставления государственной услуги являются: 1) принятие распоряжения Администрации о переводе земельных участков из одной категории в другую; 2) принятие акта об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другу.
В соответствии с положениями части 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления по результатам рассмотрения ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
При рассмотрении спора судами установлено, что распоряжение N 412-ра было принято во исполнение решения Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-623/2009.
Основанием отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлены статьей 4 Закона N 172-ФЗ, в соответствии с которой перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь названными нормами права, суды, установив, что в распоряжении N 412-ра отсутствуют ссылки на основание отказа, а в ходатайстве общества о переводе земельного участка, указано использование данного участка для строительства культурно-оздоровительного туристического центра, а не туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также отсутствует указание на иное использование, подпадающее под случаи, указанные в пунктах 1, 3 части 2 статьи 10 Закона N 172-ФЗ, пришли к выводу о недоказанности администрацией соответствия оспариваемого решения нормам Закона N 172-ФЗ, в связи с чем, признали недействительным распоряжение от 21.09.2009 N 412-ра "Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 54:07:05 74 01:2378 в Искитимском районе Новосибирской области из состава земель одной категории в другую".
Изменяя решение суда в части возложения обязанности по принятию мер с целью устранения нарушенных прав и законных интересов общества, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался нормами части 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ, согласно которой исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства, по результатам рассмотрения ходатайства принимает акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно изменил решение суда первой инстанции в данной части и обязал Администрацию принять соответствующий акт в порядке, предусмотренном статьями 4, 10 Закона N 172-ФЗ.
Учитывая изложенное, доводы истца, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как несостоятельные.
При принятии постановления от 22.03.2010 апелляционным судом надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих его отмену не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Постановление от 22.03.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-24052/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июня 2010 г. по делу N А45-24052/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании