Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 июня 2010 г. по делу N А27-21316/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Лесинвест" (далее - ООО "Лесинвест", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области N 520 от 27.11.2008 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровым номером: 42:18:0118073:20, расположенного по адресу: Кемеровская обл. Яйский район, п.г.т. Яя, ул. Жуковского, 2а; с кадастровым номером: 42:18:0118044:5, расположенного по адресу: Кемеровская обл. Яйский район, п.г.т. Яя, ул. Восточная, 1а; с кадастровым номером: 42:18:0118047:17, расположенного по адресу: Кемеровская обл. Яйский район, п.г.т. Яя, ул. Красноармейская, 1а; с кадастровым номером: 42:18:0118047:16, расположенного по адресу: Кемеровская обл. Яйский район, п.г.т. Яя, ул. Красноармейская, 1а; с кадастровым номером: 42:18:0118047:15, расположенного по адресу: Кемеровская обл. Яйский район, п.г.т. Яя, ул. Красноармейская, 1а.
Просит признать незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Методическим указаниям по проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39 (далее - Методические указания N 39), Методическим указаниям по определению государственной кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 года N 222 (далее - Методические указания N 222), Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215 (далее - Административный регламент) действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, выразившиеся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости;
действия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее ФАКО недвижимости) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, выразившиеся в осуществлении ненадлежащей проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007;
обязать ФАКО недвижимости, Управление Роснедвижимости привести кадастровую оценку пяти вышеуказанных земельных участков в соответствие с Конституций Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.11.2009 года требование о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки пяти земельных участков выделено в отдельное производство.
Решением от 18.01.2010 года (судья С.Ж.Г.) Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что обществом пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд с заявлением.
Постановлением от 13.04.2010 года решение суда от 18.01.2010 года было отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
При этом суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о том, что срок на обращение в арбитражный суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует исчислять с момента получения заявителем кадастровой выписки. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в данном случае причиной пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, послужило обращение заявителя к независимому оценщику - ООО "Региональный бизнес центр Прайс-эксперт" - с целью определения рыночной стоимости спорных земельных участков, отчет которого был получен 12.10.2009. Из данного отчета Общество узнало, что кадастровая стоимость земельных участков над рыночной превышает более чем в 52 раза.
В кассационной жалобе Управление Роснедвижимости просит постановление апелляционной инстанции от 13.04.2010 года отменить, принять новый судебный акт - отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает на то, что суд неправомерно согласился с доводами заявителя о том, что информация о рыночных ценах не учитывалась при проведении работ по государственной кадастровой оценке спорных земельных участков, поскольку данные доводы основаны только на предположениях.
Кроме того, ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ООО "Лесинвест" на основании договора купли-продажи НИ-2 от 05.08.2008 года, свидетельств о государственной регистрации права является собственником пяти земельных участков. Управлением Роснедвижимости проведена оценка принадлежащих ООО "Лесинвест" пяти оспариваемых земельных участков, по результатам которой постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 520 от 27.11.2008 года "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 42:18:0118047:17, 42:18:0118047:16, 42:18:0118047:15.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 42:18:0118073:20, 42:18:0118044:5 утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 519 от 27.11.2008 года "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)".
ООО "Лесинвест" с целью определения налоговой базы по земельному налогу обратилось в Управление Роснедвижимости. Получены сведения о кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 42:18:0118073:20 - 6 498 964,48 руб.; с кадастровым номером 42:18:0118044:5 - 2 005 771,78 руб.; с кадастровым номером 42:18:0118047:17 - 185 194 634,93; с кадастровым номером: 42:18:0118047:16 - 268 667,98 руб.; с кадастровым номером: 42:18:0118047:15 - 316 097,57 руб. Общая кадастровая стоимость пяти земельных участков составила 194 284 136,14 руб.
Общество обратилось к независимому оценщику - обществу с ограниченной ответственностью "Прайс-эксперт", которое составило отчет от 12.10.2009 года N 12/10-01, согласно которому рыночная стоимость данных земельных участков составила 3 710 880 руб.
Установив, что государственная кадастровая стоимость превышает рыночную, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора установлено, что в качестве исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в Кемеровской области Управлением Роснедвижимости в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", было привлечено ФГУП "ФКЦ "Земля" на основании государственного контракта от 29.06.2007 года N 140.
ФГУП "ФКЦ "Земля" на основании договора от 25.08.2007 года N 1/ГКР/140 на проведение работ по оценке привлекло ООО "Группа комплексных решений", которое произвело оценку рыночной стоимости и представило отчет N 1/ГКР/140-009д "Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, строений, расположенных по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, п.г.т. Тисуль, Яшкино, п.г.т. Крапивинский, п.г.т. Зеленогорский, п.г.т. Мундыбаш, п.г.т. Шерегеш, п.г.т. Ижморский, п.г.т. Белогорск, п.г.т. Итатский, п.г.т. Комсомольск, п.г.т. Верх-Чебула, п.г.т. ЯЯ, п.г.т. Краснобродский, п. Малиновка".
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пункту 5 Правил государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу пункта 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Согласно пункту 2.2.2 Методических указаний состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации.
В пункте 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
Согласно пункту 8.1 Методических указаний контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Методических указаний" имеется в виду "Административный регламент"
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215, согласно пункту 9.5 которого в случае соответствия состава Отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр Отчета на проверку в Роснедвижимость.
Роснедвижимость производит проверку отчета на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).
Апелляционный суд, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами проведения кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, Административным регламентом, Методическими указаниями N 222, установив отсутствие доказательств использования при определении кадастровой стоимости рыночной информации, пришел к обоснованному выводу о не соответствии определения и внесения в государственный кадастр кадастровой стоимости требованиям действующего законодательства, о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, суд также учитывал и то, что отчет не подписан лицами, производившими оценку: на титульном листе в качестве исполнителей указаны С.О.А., К.С.Б., К.Н.А., С.Е.В., Б.Н.Б. и напротив фамилий стоят подписи данных, лиц; между тем, на странице 4 отчета в разделе "Сотрудники, непосредственные исполнители работ по ГКОЗ НП" указаны: М.В.А., М.М.П., О.Н.В., З.Е.А., Н.М.Л., Ч.Е.С., И.Л.Г., П.Н.Л., О.П.Н., однако подписи данных исполнителей в отчете отсутствуют. Отчет не содержит даты подписания, к отчету не приложены копии документов, использовавшихся оценщиками. Опись документов, изложенная в "Содержании", не соответствует тем документам, которые приложены фактически. Так, Приложение N 11 "Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе сельских населенных пунктов" должно находиться на странице 100, фактически на данной странице находится копия распоряжения Администрации г. Белово от 25.07.2007 года N 886-р "Об утверждении разрешенного использования земельных участков". Отчет об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков не соответствует положениям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в нем отсутствует точное описание объекта оценки.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм процессуального права при удовлетворении ходатайства Общества о восстановлении пропущенного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не устанавливает перечень и критерии уважительности причин пропуска данного срока. В данном случае суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, пришел к обоснованному выводу о наличии уважительных причин пропуска срока, в связи с чем, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для переоценки данных выводов.
Таким образом, при принятии обжалуемого судебного акта апелляционным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для его отмены отсутствуют.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции согласно положениям главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 13.04.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-21316/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июня 2010 г. по делу N А27-21316/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании