Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 июня 2010 г. по делу N А46-22985/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Омсквинпром" (далее - ООО "Омсквинпром") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по внесению в государственный земельный кадастр экономических характеристик земельного участка площадью 37108,0 мI, с кадастровым номером 55:36:040114:0031, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 3-я Восточная, 20, и об обязании заинтересованного лица исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного земельного кадастра, заменив экономические характеристики названного земельного участка, а именно удельный показатель кадастровой стоимости с 5 473 руб. 33 коп. на 230 руб. 77 коп. за 1 мI; кадастровую стоимость с 203 104 329 руб. 64 коп. на 8 563 413 руб. 16 коп.
Заявление в суд основано на нормах пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о государственном земельном кадастре) и мотивировано тем, что в отчёте N 05-09/02 "Об определении кадастровой стоимости земель населённых пунктов муниципального образования г. Омск по состоянию на 01.01.2007" при применении экспоненциальной модели допущена математическая ошибка.
Третьим лицом без самостоятельных требований к участию в деле привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля").
Решением от 23.12.2009 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 22.03.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Омсквинпром" просит отменить вынесенные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, судами не учтено, что ООО "Омсквинпром" оспариваются действия Управления Роснедвижимости по Омской области, заключающиеся во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащих математическую ошибку.
Кроме этого указывает на то, что судами не опровергнут представленный заявителем расчёт, подтверждающий ошибку.
Отзывы на кассационную жалобу заинтересованное лицо и третье лицо в установленном законом порядке не представили.
Управление Роснедвижимости по Омской области, ФГУП "ФКЦ "Земля" о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО "Омсквинпром" поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, просил отменить оспариваемые судебные акты, дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения заявленных требований по существу.
Выслушав пояснения представителя заявителя, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что ООО "Омсквинпром" принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 37108,0 мI, с кадастровым номером 55:36:040114:0031, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 3-я Восточная, 20 (свидетельство о государственной регистрации права N 223362 от 04.08.2006).
Согласно кадастровому паспорту от 28.04.2009 N 5536/2/212/09-1583 кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 203 104 329 руб. 64 коп., а удельный показатель кадастровой стоимости 1 мI земельного участка - 5 473 руб. 33 коп.
По результатам самостоятельно проведённого расчёта ООО "Омсквинпром" обнаружило математическую ошибку, вследствие чего рассчитало кадастровую стоимость в размере 8 563 413 руб. 16 коп.
Полагая, что заинтересованное лицо при определении кадастровой стоимости земельного участка использовало удельный показатель с математической ошибкой, ООО "Омсквинпром" обратилось в суд с настоящим заявлением
Основываясь на положениях Закона о государственном земельном кадастре, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости), Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Административном регламенте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённом приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), и установив, что оспариваемые действия Управления Роснедвижимости по Омской области не противоречат требованиям действующего законодательства и не влекут нарушений прав и законных интересов заявителя, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учёта при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведённая в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В силу пункта 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьёй 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учёта в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Между тем, как верно отмечено судами, указанные в статье 22 Закона о государственном кадастре недвижимости документы не являлись основанием для внесения заинтересованным лицом сведений в государственный кадастр недвижимости.
Сведения внесены на основании отчёта ФГУП ФКЦ "Земля" и постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П), которые в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Согласно пункту 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
- разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В пунктах 9.4, 9.5, 10, 11.1 Административного регламента закреплено, что управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ отчёта на соответствие его состава условиям технического задания, то есть производит предварительную проверку.
Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации в государственный земельный кадастр вносятся сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков).
Таким образом, Управление Роснедвижимости по Омской области не утверждало ни кадастровую стоимость спорного земельного участка, ни удельный показатель кадастровой стоимости этого земельного участка, а только внесло сведения об экономических характеристиках земельного участка в государственный земельный кадастр, в том числе в целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" после утверждения кадастровой стоимости земель постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П.
Соответственно заинтересованное лицо не могло допустить арифметической ошибки.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, установив, что основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости сведений о земельном участке ООО "Омсквинпром" послужило постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П, а источником сведений о конкретных величинах кадастровой стоимости земельных участков - материалы государственной кадастровой оценки, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий незаконными, нарушающими права заявителя и отказали в удовлетворении заявленных требований.
При разрешении спора судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были проверены судами и по существу направлены на переоценку доказательств. В соответствии с нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке доказательств не наделён.
С учётом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.12.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 22.03.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-22985/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2010 г. по делу N А46-22985/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании