Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 июня 2010 г. по делу N А46-15248/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2010 г.
Открытое акционерное общество "Сервисный центр "Автомир" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - управление, вышестоящий налоговый орган), Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 12.05.2009 года N 16517, от 06.07.2009 года N 16-17/09132 и требования N 7088 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.07.2009.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.12.2009 года, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Общество полагает, что правовые акты органов исполнительной власти, определяющие кадастровую стоимость земель, не могут быть применены в части установления обязанности по уплате земельного налога за 2008 год, поскольку не определяют кадастровую стоимость земельного участка заявителя.
Кроме того, налогоплательщик полагает, что к правовым актам органов исполнительной власти, определяющим кадастровую стоимость земельных участков, применяются положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации о вступлении в силу актов законодательства о налогах и сборах.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год инспекцией составлен акт от 11.03.2009 года N 10238 и принято решение от 12.05.2009 года N 16517 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, измененное решением вышестоящего налогового органа от 06.07.2009 года N 16-17/09132.
Решением инспекции с учетом изменений, внесенных вышестоящим налоговым органом, налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 1 849 462 руб., начислены соответствующие пени и штрафные санкции.
По мнению налогового органа, заявителем занижена налоговая база по земельному налогу ввиду неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка, что повлекло занижение земельного налога за 2008 год, поскольку кадастровая стоимость земельного участка подлежала определению на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 года N 174-п.
Инспекцией в адрес общества в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации выставлено требование N 7088 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.07.2009, согласно которому обществу предлагалось в срок до 07.08.2009 уплатить недоимку по земельному налогу, пени и штраф.
Полагая, что основания для доначисления земельного налога за 2008 год у налогового органа отсутствовали, так как кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 04:1004 не определена, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
При рассмотрении спора судами установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 58 017 кв.м с кадастровым номером 55:36:12 01 04:1004; согласно сведениям, представленным в налоговый орган Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (письмо от 23.04.2009 года N 07-06/1914), кадастровая стоимость данного земельного участка определялась с учетом положений постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" и составила 266 749 402,00 руб.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности использования земли и предусмотрено установление порядка исчисления, а также уплаты земельного налога согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
На основании статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктами 1 и 2 статьи 390, пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в соответствии с земельным законодательством по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для определения кадастровой стоимости земельных участков, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316) результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
На основании пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, подлежащий уплате земельный налог подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суды, руководствуясь статьями 2, 4, 17 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 года N 174-п, которым утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска, принятым во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 года N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", указали, что указанное постановление в силу пункта 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации относится к актам, содержащим нормы земельного права и устанавливающим кадастровую стоимость земельных участков, в то время как налог, порядок его исчисления, сроки уплаты и другие его обязательные элементы налогообложения в нем не установлены.
С учетом изложенного, суды отклонили доводы заявителя о позднем опубликовании указанного правового акта.
Установив, что постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 года N 174-п утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр, суды пришли к выводу, что результаты кадастровой оценки земель определяют кадастровую стоимость каждого отдельно взятого участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что заявитель имел реальную возможность рассчитать свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, в связи с чем суды признали расчет земельного налога за 2008 год, произведенный обществом неверным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отклонил ссылку заявителя на внесение в ноябре 2008 года изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 года N 174-п, указав, что данный факт не означает, что кадастровая стоимость земель не была утверждена на 01.01.2008, при этом судом учтено и то обстоятельство, что приложение N 2 к постановлению Правительства Омской области N 174-п, утвержденное в ноябре 2008 года, основано на приложении N 1 к постановлению Правительства Омской области N 174-п, утвержденному в декабре 2007 года.
Таким образом, арбитражными судами обеих инстанций всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущены нарушения процессуального закона, которые могли бы повлечь принятие неправильных судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 22.12.2009 года и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010 года по делу N А46-15248/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июня 2010 г. по делу N А46-15248/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании