Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 июля 2010 г. по делу N А03-14011/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2010 г.
Открытое акционерное общество "Ростелеком" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Барнаула (далее - Инспекция, налоговый орган) о возврате излишне уплаченного земельного налога за 1 полугодие 2008 года в сумме 37 607, 91 руб.
Решением суда первой инстанции от 17.12.2009, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.03.2010, требования общества удовлетворены в полном объёме.
В кассационной жалобе Инспекция, считая указанные судебные акты незаконными и необоснованными, просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Представитель общества просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, заслушав представителя общества, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на неё, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, обособленное подразделение общества - Объединенный цех N 32 Территориального управления N 3 Сибирского филиала ОАО "МиМЭС "Ростелеком" располагалось по адресу: 656016, г. Барнаул, пр.т Коммунаров, 120 Б и с 25.03.2005 по 14.03.2009 состояло на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула. Затем по месту нахождения указанного обособленного подразделения было создано новое структурное подразделение -Технический цех N 1 ТУ-3 Сибирского филиала ОАО МиМЭС "Ростелеком", которое поставлено на учет в названном выше налоговом органе 08.04.2009.
30.12.2008 обособленным подразделением общества в Инспекцию ФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула был направлен уточнённый расчёт по авансовым платежам по земельному налогу за 1 полугодие 2008 года вместе с заявлениями об изменении налоговых обязательств и о возврате излишне уплаченного налога.
В связи с проведением камеральной налоговой проверки Инспекция решением от 23.01.2009 N 60 отказала в возврате налога до её окончания.
30.03.2009 при повторном направлении заявления на возврат излишне уплаченного земельного налога налогоплательщиком приложены банковские реквизиты счёта, на который необходимо произвести возврат и в реквизитах счета заявителем было указано свое полное наименование: вместо ОАО МиМЭС "Ростелеком" указано ОАО "Ростелеком".
23.04.2009 налоговым органом приняты решения: N 1154 о возврате налога на суммы 37 607,91 руб. и N 2295 о зачете на сумму 0,09 руб., о чем общество было поставлено в известность соответствующими извещениями.
В связи с несовпадением наименования владельца счёта с наименованием получателя Сибирским банком СБ РФ, г. Новосибирск Коченевское ОСБ 2295 произведен возврат указанной суммы в налоговый орган.
Основанием для отказа налогового органа по исполнению своего решения и повторному направлению в территориальный орган Федерального казначейства поручения о возврате излишне уплаченного налога послужило то обстоятельство, что в связи со снятием с учёта обособленного подразделения в Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула сведения об обособленном подразделении "Объединенный цех N 32 Территориального управления N 3", в том числе, о состоянии расчётов с бюджетом, переданы в налоговый орган по месту регистрации ОАО "Ростелеком" в г. Санкт-Петербург, соответственно в настоящее время Инспекция не располагает информацией о наличии либо отсутствии спорной суммы переплаты по земельному налогу у общества. Поэтому обществу рекомендовано обратиться в налоговый орган по месту учета обособленного подразделения.
Не согласившись с выводами Инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды, удовлетворяя требования общества, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачёт излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
В силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счёт погашения недоимки (задолженности).
Исходя из положений указанных норм права, учитывая установленные обстоятельства дела, суды пришли к правильному выводу о том, что на момент обращения в налоговый орган с заявлением общество продолжало состоять на учёте в Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула, куда своевременно (до передачи сальдо в другой налоговый орган) обращалось с заявлениями о возврате излишне уплаченного налога, так как деятельность общества на территории Алтайского края не прекратилась, а осуществляется через новое обособленное подразделение.
Таким образом, поскольку основанием для отказа в возврате излишне уплаченного земельного налога послужил вывод налогового органа об отсутствии обязательств перед обществом в связи со снятием с учёта его структурного подразделения, при этом судами установлен и материалами дела подтвержден факт обращения общества в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, отсутствие на момент его рассмотрения недоимки по уплате налогов и сборов и задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету, то иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Как отмечено судами и не оспаривается Инспекцией в кассационной жалобе, в нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств, свидетельствующих о том, что Инспекция направляла для исполнения решение о возврате от 23.04.2009 N 1154 в адрес Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Санкт-Петербургу и оно исполнено, в материалы дела не представлено
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о правомерности требований общества о возврате излишне уплаченного земельного налога за 1 полугодие 2008 года в сумме 37 607, 91 руб.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают указанные выше выводы судов, повторяют доводы апелляционной жалобы.
Нарушений судами норм материального и процессуального права не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.12.2009 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 по делу N А03-14011/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июля 2010 г. по делу N А03-14011/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании