Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 июля 2010 г. по делу N А03-13632/2009
(извлечение)
Гражданин Н.А.А. обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Главному управлению экономики и инвестиций Алтайского края (далее - Главное управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении пункта 2 приказа Федеральной службы по тарифам от 08.08.2008 N 135-э/1 "О предельных уровнях тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на 2009 год" об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в том числе населению, на 2009 год в рамках, указанных в пункте 1 данного приказа предельных уровней тарифов, и обязании принять решение по исполнению пункта 2 данного приказа.
Решением от 10.12.2009 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленного Н.А.А. требования отказано.
Постановлением от 05.04.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Н.А.А., ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в ином судебном составе.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, соглашаясь с выводами названных судебных инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, приказом Федеральной службы по тарифам от 08.08.2008 N 135-э/1 "О предельных уровнях тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2009 год" (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 25.08.2008 N 12156, далее - приказ) установлены и введены в действие с 1 января 2009 года предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в среднем по субъекту Российской Федерации, без учета дифференциации по группам потребителей, видам теплоносителя, параметрам пара, системам централизованного теплоснабжения и календарной разбивки на 2009 год, согласно приложению (пункт 1 приказа).
Пунктом 2 приказа органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов рекомендовано при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных в пункте 1 настоящего Приказа предельных уровней тарифов:
-учитывать макроэкономические показатели одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, изменение структуры, объемов и цен на топливо, используемое для производства тепловой энергии, в том числе за счет природных факторов, изменение объемов поставляемой потребителям тепловой энергии, а также имевшее место в предыдущие периоды тарифного регулирования экономически необоснованное сдерживание роста тарифов на тепловую энергию;
- предусматривать, при необходимости, их календарную разбивку, дифференциацию по группам потребителей, видам теплоносителя, параметрам пара и системам централизованного теплоснабжения.
В пункте 3 названного приказа определено, что заверенная копия решения, принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов во исполнение настоящего приказа, в недельный срок со дня принятия решения направляется в Федеральную службу по тарифам.
Н.А.А., полагая, что Управлением допущено бездействие, выразившееся в невыполнении пункта 2 приказа, чем нарушено его право на оплату тепловой энергии, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Н.А.А. требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что рассчитанные по Алтайскому краю средние (средневзвешенные) тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, составляют 360,66 руб./Гкал (без учета НДС), что соответствует предельным уровням тарифов, утвержденным приказом.
В письме Федеральной службы по тарифам России от 01.12.2009 N ЕП-8541/12 указано, что в соответствии с мониторингом принятых решений Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края об утверждении на 2009 год тарифов на тепловую энергию, тариф на тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки, в среднем по Алтайскому краю составил 360,67 руб./Гкал, что соответствует предельным уровням на 2009 год.
Из содержания статей 1, 2, 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) следует, что тарифы на тепловую энергию - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию. Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и их предельных уровней.
Статьей 5 названного закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке.
Согласно статье 6 Федерального закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.
Согласно пункту 4.32 Положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 19.01.2006 года N 9, установление тарифов на тепловую энергию в рамках определенных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных уровней (минимального и (или) максимального) тарифов на тепловую энергию, отнесено к полномочиям Главного управления.
Во исполнение указанных полномочий Главным управлением принято постановление от 30.11.2008 N 142 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Бийскэнерго" потребителям Алтайского края" (далее - постановление от 30.11.2008 N 142), которым установлены и введены в действие с 1 января 2009 года тарифы на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей), дифференцированно по виду теплоносителя (горячая вода и отборный пар), а также в двух вариантах (одноставочный и двуставочный). Данное постановление имеет нормативный характер, поскольку направлено на изменение прав и обязанностей неопределенного круга лиц и рассчитано на неоднократное применение.
Частью 2 статьи 33 Закона Алтайского края от 09.11.2006 N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" предусмотрено, что официальным опубликованием нормативных правовых актов Алтайского края является:
- опубликование их текстов в Сборнике законодательства Алтайского края;
-опубликование их текстов в газете "Алтайская правда", если это предусмотреносамими актами.
Пунктом 4 указанного постановления от 30.11.2008 N 142 предусмотрено, что его официальным опубликованием считается опубликование текста правового акта в газете "Алтайская правда".
Постановление от 30.11.2008 N 142 было опубликовано в газете "Алтайская правда" от 23.12.2008 N 380-381.
При принятии постановления от 30.11.2008 N 142 Главным управлением были учтены положения пункта 2 приказа, несмотря на его рекомендательный характер.
С этой целью была проведена экономическая экспертиза (экспертное заключение от 24.11.2008 по делу N 130/09-01), которым определен экономически обоснованный тариф на производство тепловой энергии. При проведении указанной экспертизы учитывались необходимые индексы-дефляторы, изменение цен и объемов топлива, планируемых объемов поставляемой тепловой энергии, а также иные факторы, используемые при расчете тарифа методом экономически обоснованных расходов.
При принятии постановления от 30.11.2008 N 142 Главным управлением была обеспечена дифференциация тарифов по видам теплоносителя (горячая вода и отборный пар) и параметрам пара (установлен в отношении существующих параметров пара давлением от 7 до 13 кг/см).
Дифференциация тарифов по группам потребителей не осуществлялась, поскольку Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 N 20-э/2, такая дифференциация не предусмотрена.
Пунктом 28 названных Методических указаний предусмотрено, что в целях реализации бюджетной политики потребители тепловой энергии, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней, указываются отдельной строкой, что было обеспечено Главным управлением.
Постановление от 30.11.2008 N 142 принято по форме, установленной на момент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам России от 08.04.2005 N 130-э.
Согласно пункту 53 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, предельные уровни регулируемых тарифов могут устанавливаться как в среднем по субъектам Российской Федерации, так и отдельно для энергоснабжающих организаций (гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций).
Пунктом 1 Приказа установлены и введены в действие с 1 января 2009 года предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в среднем по Алтайскому краю, без учета дифференциации по группам потребителей, видам теплоносителя, параметрам пара, системам централизованного теплоснабжения и календарной разбивки на 2009 год в размере (без НДС):
- минимальный уровень тарифа 359,80 руб./Гкал;
- максимальный уровень тарифа 369,82 руб./Гкал.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод, что рассчитанные по Алтайскому краю средние (средневзвешенные) тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, введенные в действие с 1 января 2009 года постановлением от 30.11.2008 N 142, установлены в рамках предельных уровней, утвержденных приказом и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных Н.А.А. требований.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 10.12.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 05.04.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-13632/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июля 2010 г. по делу N А03-13632/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании