Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 июля 2010 г. по делу N А46-18231/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2010 г.
Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее - Управление лесного хозяйства, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости) по отказу во внесении изменений в данные Государственного кадастра недвижимости (ГКН) в части отнесения лесных участков, находящихся на землях, отнесенных к категории земли сельскохозяйственного назначения, к категории земли - земли лесного фонда и обязании внести изменения в данные ГКН в части отнесения лесных участков к землям лесного фонда, всего 46 участков.
Третьим лицом к делу привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области.
Решением от 17.12.2009 года Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 24.03.2010 года Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области указало на реорганизацию Управления Роснедвижимости по Омской области. Суд кассационной инстанции, руководствуясь статьёй 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производит замену Управления Роснедвижимости по Омской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление кадастра по Омской области).
В кассационной жалобе Управление кадастра по Омской области, просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы указывает на то, что объектом гражданских правоотношений может выступать только земельный участок, отсутствуют достаточные сведения относительно спорных земель лесного фонда, предусмотренные статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации, которые позволили бы идентифицировать данные участки для внесения в Государственный кадастр недвижимости, требуется подготовка и представление определенных сведений.
В отзывах на кассационную жалобу Управление лесного хозяйства и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области просят обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители Управления лесного хозяйства в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве.
Учитывая надлежащее извещение заинтересованного и третьего лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Выслушав представителей заявителя, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судом установлено, что Управление лесного хозяйства обратилось в Управление Роснедвижимости с просьбой внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости в части отнесения лесных участков к землям лесного фонда, приложив соответствующие планы (схемы) лесных участков.
Рассмотрев указанное обращение, Управление Роснедвижимости письмом от 01.07.2009 года N 06-05/1139 сообщило о том, что в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" объектом кадастрового учета является земельный участок, а не земли, поэтому для внесения в кадастр изменений по категориям земель требуется подготовка определенных сведений, позволяющих его идентифицировать; в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком являются участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации. Представленные планы "лесных участков" по лесным площадям, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций и относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, не содержат сведений, предусмотренных статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации, и не позволяют идентифицировать данные "лесные участки"; для изменения категории земель требуется принятие акта уполномоченного органа государственной власти об отнесении земельных участков к категории земель лесного фонда.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления лесного хозяйства в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что представленные Управлением лесного хозяйства документы (карты схемы, планы) не позволяют идентифицировать лесные участки, в отношении которых необходимо совершить кадастровые действия по внесению испрашиваемых изменений.
Апелляционный суд, руководствуясь Федеральным законом от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральным законом от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда правильными.
В сответствии с пунктом 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Согласно части 6 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
Согласно статье 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2010 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Апелляционный суд, установив то, что на спорные участки было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, объектом зарегистрированного права являются участки лесного фонда, пришел к обоснованному выводу о том, что спорные земельные участки являются ранее учтенными, учитывая, что Управление лесного хозяйства представило в Управление Роснедвижимости документы, содержащие описание участков лесного фонда, пришел к обоснованному выводу о том, что действия Управление Роснедвижимости лица по отказу во внесении изменений в данные Государственного кадастра недвижимости незаконны и нарушают права заявителя, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов апелляционного суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, согласно положениям главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, подлежат отклонению.
Таким образом, при принятии обжалуемого судебного акта апелляционным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для его отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 24.03.2010 года Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-18231/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июля 2010 г. по делу N А46-18231/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании