Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 июля 2010 г. по делу N А75-9879/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2010 г.
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области (далее - ФНС России, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском к индивидуальному предпринимателю С.Н.Л. (далее - предприниматель С.Н.Л.) о взыскании 717 700 руб. убытков.
Исковые требования мотивированы необоснованностью включения в расходы, связанные с ведением процедуры конкурсного производства, сумм оплаты услуг привлечённым специалистом, неподтверждённостью расходов по ведению процедуры, связанных с уплатой государственной пошлины, почтовых, канцелярских и командировочных расходов, услуг связи.
Решением суда первой инстанции от 15.12.2009, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.03.2010, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ФНС России просит отменить решение и постановление судов, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя, открытое по упрощённой процедуре отсутствующего должника конкурсное производство в отношении Каменского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного ремонтного предприятия длилось два года, в течение которых конкурсным управляющим С.Н.Л. совершены противоправные действия по истребованию имущества, находящегося ранее у него в хозяйственном ведении. Факт продления конкурсного производства по указанному основанию свидетельствует о преднамеренном затягивании данной процедуры с целью увеличения расходов.
Налоговый орган полагает, что привлечение специалистов для обеспечения деятельности конкурсного управляющего произведено С.Н.Л. с нарушением установленного статьёй 15 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) порядка принятия решения собранием кредиторов, что привело к необоснованным расходам, связанным с оплатой их услуг.
ФНС России считает, что совокупность условий гражданско-правовой ответственности арбитражного управляющего доказана непоступлением в бюджет Российской Федерации задолженности в размере 456 121 руб.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Ответственность арбитражного управляющего, установленная пунктом 4 статьи 24 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей на момент введения конкурсного производства по делу N А70-199/2007), является гражданско-правовой, поэтому убытки подлежат взысканию по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, обращаясь с настоящим иском, налоговый орган должен был представить арбитражному суду доказательства одновременно нескольких условий: наличия убытков, противоправного поведения ответчика (его вину), причинно-следственную связь между действиями ответчика и понесёнными убытками.
Из материалов дела следует и установлено судом, что решением от 14.03.2007 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-199/2007 Каменское муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное ремонтное предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год по упрощённой процедуре отсутствующего должника. Конкурсным управляющим утверждён С.Н.Л. Требование единственного кредитора - ФНС России в размере 456 121 руб. включено в реестр требований кредиторов должника в третью очередь.
В ходе конкурсного производства инвентаризация и оценка имущества должника не производилась, поскольку конкурсная масса сформирована не была.
Определением от 07.04.2009 Арбитражным судом Тюменской области по указанному делу конкурсное производство завершено. Судом установлено, что расходы на проведение конкурсного производства составили 717 700 руб. Действия конкурсного управляющего не обжаловались.
Учитывая указанные обстоятельства, принимая во внимание то, что налоговым органом не приведены доказательства, подтверждающие наличие в действиях арбитражного управляющего С.Н.Л. совокупности условий гражданско-правовой ответственности, арбитражные суды правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
То обстоятельство, что упрощённая процедура конкурсного производства длилась два года, в результате чего текущие расходы увеличивались, не может свидетельствовать о противоправности действий конкурсного управляющего, поскольку оценка действий последнего производилась судом при рассмотрении дела N А70-199/2007 и не может быть переоценена в ином производстве.
Остальные доводы заявителя направлены на переоценку выводов суда и не опровергают правильность судебных актов.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 15.12.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 28.03.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-9879/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 июля 2010 г. по делу N А75-9879/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании