Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 июля 2010 г. по делу N А81-4527/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2010 г.
Закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Ямал-Глобал" обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к администрации муниципального образования город Салехард (далее - администрация МО г. Салехард) о выплате субсидии из местного бюджета за услуги по вывозу жидких бытовых отходов, оказанные для населения в период с 01.03.2009 по 31.07.2009, в размере 4 719 678 руб. 57 коп.
Решением от 19.01.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 21.04.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Суд мотивировал решение тем, что поскольку Положением о порядке финансирования из городского бюджета субсидий организациям, оказывающим услуги населению на территории Муниципального образования город Салехард, утвержденным Постановлением администрации Муниципального образования город Салехард от 30.12.2008 N 435, момент начала выплаты субсидии поставлен в зависимость от наличия тарифа по услуге, утвержденного для организации в рамках полномочий Муниципального образования город Салехард, основания для взыскания в пользу истца субсидии за период с 01.03.2009 по 31.07.2009 отсутствуют.
В кассационной жалобе ЗАО "Ямал-Глобал", ссылаясь на незаконность обжалуемых судебных актов, просит их отменить, иск удовлетворить.
Податель кассационной жалобы полагает, что суды не приняли во внимание тот факт, что администрацией Муниципального образования г. Салехард в нарушение закона услуги по вывозу жидких бытовых отходов от септиков до пункта слива для очистки отождествлены с водоотведением и отнесены к регулируемым услугам. Администрация муниципального образования превысила свои полномочия, утвердив постановлением N 435 от 30.12.2008 Положение о порядке финансирования из городского бюджета субсидий организациям, оказывающим услуги населению на территории муниципального образования. Считает, что применять Федеральный закон N 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" является неправомерным. Указывает, что суды не приняли во внимание тот факт, что истец фактически начал предоставлять услуги населению с 01.03.2009. Суд не учел, что истец был поставлен в такие условия, когда до заключения договора с управляющей компанией и до начала выполнения договорных обязательств не мог представить на утверждение тарифы, расчет которых соответствовал бы установленным правилам. Ссылается на решение Комиссии Ямало-Ненецкого Управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 19.05.2010 N 03-01/20-2010, которым Администрация муниципального образования город Салехард признана нарушившей пункты 2-3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по доводам, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.03.2009 между ЗАО "Ямал-Глобал" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Аккорд" (далее - ООО "Аккорд") (исполнитель) заключен договор б/н на оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, согласно условиям которого исполнитель обязуется качественно и своевременно оказывать услуги по вывозу жидких бытовых отходов, а заказчик оплачивать выполненные работы из расчета: вывоз 1 мi сточных вод без учета их размещения на полигоне - 56 руб. 12 коп.
Указанная стоимость работ согласована сторонами по данному договору исходя из тарифа, утвержденного постановлением Администрации МО г. Салехарда N 403 от 16.12.2008 для населения города Салехарда на оплату услуг по вывозу ЖБО, в размере 56 руб. 12 коп. за 1 куб. метр.
Постановлением Администрации МО г. Салехард N 435 от 30.12.2008 года утверждено Положение о порядке финансирования из городского бюджета субсидий организациям, оказывающим услуги населению на территории муниципального образования город Салехард, согласно которому расходы организации на выполнение работ по вывозу ЖБО компенсируются за счет субсидии из местного бюджета, рассчитанной исходя из разницы в тарифах, установленных для конкретной организации и для населения.
25.02.2009 в адрес городской комиссии по регулированию цен (тарифов) и надбавкам к ценам (тарифам) в сфере жилищно-коммунального хозяйства ЗАО "Ямал-Глобал" направлено ходатайство N 69 о рассмотрении расчетов для установления индивидуального тарифа на вывоз ЖБО.
В связи с тем, что расчетные материалы не соответствовали требованиям, предусмотренным в Решении Городской Думы города Салехарда N 13 от 28.04.2006 и Распоряжении Администрации города N 875-р от 15.08.2007, городская комиссия вернула представленный пакет документов на доработку письмом N 012-ГК/Т от 02.03.2009.
01.04.2009 истец направил в городскую комиссию повторно пакет документов (письмо N 109). Данные документы были направлены в профильный Департамент Администрации МО г. Салехард для дачи заключения. С учетом установленных замечаний было рекомендовано произвести доработку представленных материалов. Городская комиссия повторно запросила истца дополнительные документы (письмо от 23.04.2009 N 043-ГК/Т). Истец произвел доработку производственной программы, предоставил дополнительный пакет документов (письмо N 161 от 19.05.2009). Городская комиссия, рассмотрела предоставленные документы и постановлением Администрации МО г. Салехард N 207 от 30.06.2009 истцу на оказание этой услуги с 01.08.2009 был установлен тариф в размере 114 руб. 20 коп.
Истец полагает, что поскольку тариф утвержден, следовательно, начиная с 01.03.2009 расходы по оплате оказанных услуг должны быть компенсированы.
Указанные действия ответчика послужили основанием для обращения истца в суд с иском о выплате субсидии из местного бюджета за услуги по вывозу жидких бытовых отходов, оказанных для населения в период с 01.03.2009 по 31.07.2009, в размере 4 719 678 руб. 57 коп.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, которым апелляционный суд дал надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки выводов суда у кассационной инстанции не имеется.
Принимая решение, суд правомерно исходил из того, что Положением о порядке финансирования из городского бюджета субсидий организациям, оказывающим услуги населению на территории муниципального образования город Салехард момент начала выплаты субсидии поставлен в зависимость от наличия тарифа по услуге, утвержденного для организации в рамках полномочий муниципального образования. На основании обращения истца в Городскую комиссию по регулированию цен (тарифов) и надбавок к ценам (тарифам) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и предоставленных им документов постановлением Администрации города N 207 от 30.06.2009 "Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые ЗАО "Ямал-Глобал", на 2009 год" ему был утвержден тариф на услугу "вывоз жидких бытовых отходов (с учетом стоков)" в размере 114 руб. 20.коп. за 1 куб. м с 01.08.2009. Таким образом, суд пришел к правомерному выводу, что именно с этого периода истцу подлежали выплате субсидии из городского бюджета в размере разницы между тарифом, утвержденным для истца, и тарифом, установленным для населения.
Довод заявителя о том, что суды не приняли во внимание тот факт, что истец фактически начал предоставлять услуги населению с 01.03.2009, судом кассационной инстанции отклоняется. Суд обоснованно указал, что до утверждения тарифа в установленном порядке наличие у организации недополученных доходов (плановых убытков) и их размер определить невозможно. Распространение действия утвержденного тарифа на ранее оказанные истцом услуги с целью определения размера плановых убытков противоречит закону.
Довод заявителя о незаконности Постановления администрации муниципального образования г. Салехард N 435 от 30.12.2008, утвердившего Положение о порядке финансирования из городского бюджета субсидий организациям, оказывающим услуги населению на территории муниципального образования, обоснованно отклонен апелляционным судом в силу части 3 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку является новым требованием.
По этому же основанию отклоняется ссылка заявителя жалобы на решение Комиссии Ямало-Ненецкого Управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 19.05.2010 N 03-01/20-2010, которым Администрация муниципального образования город Салехард признана нарушившей пункты 2-3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое не было предметом рассмотрения нижестоящих судов (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.01.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 21.04.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-4527/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 июля 2010 г. по делу N А81-4527/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании