Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 июля 2010 г. по делу N А46-21233/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2010 г.
Закрытое акционерное общество "Строительная фирма "Трест - 5" (далее - ЗАО "СФ "Трест-5", Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 10.08.2009 года N 10-17/1847.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, судом к участию в деле привлечены Администрация г. Омска, Управление Федерального агентства кадастра недвижимости по Омской области.
Решением от 11.02.2010 года Арбитражного суда Омской области в удовлетворении требований заявителю отказано.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, в частности, положений статей 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, кадастровая стоимость его земельного участка по состоянию на 01.01.2009, те есть на начало налогового периода, не была определена, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для доначисления авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2009 года.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит судебные акты оставить без изменения.
От третьих лиц отзывы на кассационную жалобу к дню рассмотрения дела не поступили.
Проверив материалы дела в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного Обществом уточненного расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2009 года, по результатам которой составлен акт от 10.07.2009 года и принято решение от 10.08.2009 года N 10-17/847 об отказе в привлечении ЗАО "СФ "Трест-5" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, указанным решением налогоплательщику доначислены и предложены к уплате недоимка по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в сумме 1 494 229 руб. и пени в размере 39 098,99 руб.
Основанием для принятия такого решения явился вывод Инспекции о занижении Обществом налоговой базы по земельному налогу при подаче уточненной декларации, поскольку, по мнению налогового органа, кадастровая стоимость принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0045 подлежала определению в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 года N 193-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственного оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление Правительства Омской области N 193-п).
На указанное решение заявителем была подана апелляционная жалоба, которая Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области оставлена без удовлетворения, поэтому Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным вышеназванного решения Инспекции.
Проанализировав положения статей 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 1 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Омской области N 193-п, пункты 3 и 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, пункты 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" во взаимосвязи с представленными сторонами в материалы дела доказательствами, суд пришел к выводу, что при проведении камеральной проверки представленного заявителем расчета авансовых платежей по земельному налога за 1 квартал 2009 года налоговый орган обоснованно руководствовался нормативным актом, которым утверждена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка - постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 года N 174-п в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 года N 193-п.
Кассационная инстанция, соглашаясь с данным выводом суда, принимает во внимание определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2010 года N 50-Г10-4, из которого следует, что хотя по этому делу заявителем оспаривалось отдельное положение вышеуказанного нормативного правового акта, суд, вместе с тем, безотносительно к данному делу проверил названный нормативный правовой акт на его соответствие федеральному законодательству, в том числе по порядку принятия и опубликования, а также выяснил, издан ли оспоренный нормативный акт в пределах полномочий органа и должностного лица, в результате чего пришел к выводу, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 года N 174-п в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации и прав налогоплательщика не нарушает. Такой вывод, как указано в определении, не противоречит смыслу и содержанию принципа платности использования земли, регламентированного пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку, как установлено судом при рассмотрении данного спора, постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 года N 193-п кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0045 на 01.01.2009 была утверждена, указанное постановление опубликовано в официальных средствах массовой информации (в том числе, в газете "Омский вестник" от 30.11.2008), кассационная инстанция исходя из положений пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации отклоняет довод кассационной жалобы о том, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Обществу, не была определена.
Ссылка в кассационной жалобе на письмо Управления Роснедвижимости по Омской области от 08.05.2009 года N 07-07/2192 об исключении 05.05.2009 из Государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного участка согласно исполнительному листу 20.03.2009, выданному по решению Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18514/2008, и включение сведений его кадастровой стоимости в соответствии с постановлением Правительства Омской области N 193-п как на основание к отмене решения суда кассационной инстанцией также отклоняется, поскольку судом первой инстанции ему дана оценка.
При этом суд указал, что момент исполнения решения суда по делу N А46-18514/2008 не имеет юридической силы, поскольку таковое было исполнено внесением в Государственный кадастр недвижимости тех же экономических характеристик только на основании другого правового акта - постановления Правительства Омской области N 193-п. Данный вывод суда в кассационной жалобе не опровергнут.
Кроме того, кассационная инстанция считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо соблюдение двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Ссылаясь на нарушение налоговым органом при вынесении оспариваемого ненормативного акта положений статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель не изложил, каким образом оспариваемое решение Инспекции затрагивает его права и законные интересы, учитывая, что на момент подачи уточненного расчета, а следовательно и принятия решения, в Государственном кадастре недвижимости имелись сведения о кадастровой стоимости земельного участка, утвержденные постановлением Правительства Омской области N 193-п; кадастровая стоимость земельного участка, как установлено судом, не изменилась. Кроме того, принимая во внимание установленный статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации принцип платности, заявитель не обосновал правомерность заявления к уплате налога в сумме 0 рублей.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда по данному делу.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.02.2010 года Арбитражного суда Омской области по делу N А46-21233/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июля 2010 г. по делу N А46-21233/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании