Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 июля 2010 г. по делу N А45-18411/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2010 г.
Закрытое акционерное общество "Ича-IV-М" (далее - ЗАО "Ича-IV-М") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по СФО) о признании незаконным постановления от 30.07.2009 N НЗ-68-в/1 о назначении административного наказания по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением от 20.11.2009 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 24.02.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным и отменил постановление Департамента Росприроднадзора по СФО от 30.07.2009 N НЗ-68-в/1.
В кассационной жалобе ЗАО "Ича-IV-М" просит изменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять по делу новый судебный акт с той же резолютивной и иной мотивировочной частью, указав в ней на отсутствие в действиях ЗАО "Ича-IV-М" события правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ЗАО "Ича-IV-М" полагает, что судами неправильно применены положения статей 12, 22, 23.2, 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Выполнение заявителем всех работ, предусмотренных п. 1.7. ЛС, само по себе не может ограничивать его право на дальнейшее геологическое изучение этого участка недр за счет собственных средств в границах горного отвода в течение всего срока действия лицензии.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент Росприроднадзора по СФО просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку в действиях общества имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 КоАП РФ.
Заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что в период с 27.04.2009 по 26.05.2009 Департаментом Росприроднадзора по СФО проведена проверка соблюдения ЗАО "Ича-IV-M" обязательных требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности по лицензии НОВ 00783 МЭ от 15.07.1998, предоставленной для геологического изучения Дупленского участка месторождения минеральных лечебно-столовых подземных вод с последующей добычей минеральных вод для розлива.
В ходе проверки установлено, что условиями лицензионного соглашения (далее - ЛС) к лицензии НОВ 00783 МЭ предусматривалось два вида пользования участком недр: с целью его геологического изучения на площади 750 Ч 700 м путем бурения 1 разведочно-эксплуатационной скважины со сдачей ее в эксплуатацию в срок до 01.12.1998 (пункт 1.7 ЛС) и с целью последующей добычи подземных вод из пробуренной скважины (пункт 1.8 ЛС) в течение 25 лет (до 15.05.2023). При этом абзацем 3 пункта 1.1 ЛС определено, что "Участок недр в установленном порядке приобретает статус горного отвода после геологического изучения и постановки на госбаланс запасов минеральных лечебно-столовых подземных вод в границах территории первого пояса зоны санитарной охраны - зоны строгого режима эксплуатационной скважины радиусом не менее 30 м". Это закреплено Горноотводным актом от 20.01.1999 N 180 на участок недр площадью 0,36 га.
Все, предусмотренные пунктом 1.7 ЛС, работы но геологическому изучению (разведке) Дупленского участка завершены в установленные сроки, до конца 2000 года, включая разрешение на бурение одной разведочной скважины и утверждение в ТКЗ эксплуатационных запасов минеральных лечебно-столовых подземных вод в количестве 147 куб.м/сутки по категории В на 25-летний срок эксплуатации месторождения.
По мнению Департамента Росприроднадзора по СФО, после завершения разведки Дупленского участка в октябре 2000 года, в соответствии с действующими условиями ЛС к лицензии НОВ 00783 МЭ, ЗАО "Ича-IV-M" имеет право только на пользование участком недр в пределах горного отвода площадью 0,36 га, предоставленного для осуществления эксплуатации водозаборной скважины N 5-98 с целью добычи и розлива минеральных вод в установленном порядке.
При натурном обследовании лицензионного участка установлено, что ЗАО "Ича-IV-M" проводит бурение на Дупленском участке месторождения минеральных вод не предусмотренной пунктом 1.7 ЛС к лицензии НОВ 00783 МЭ второй разведочно-эксплуатационной скважины, расположенной за пределами разрешенного к использованию пунктом 1.1 ЛС участка недр (утвержденного горного отвода), и без оформленного в установленном порядке горноотводного акта на указанную скважину, что является самовольным пользованием недрами и нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Кроме того, было установлено, что ЗАО "Ича-IV-M" осуществляет пользование предоставленным ему участком недр с многочисленными нарушениями в части: государственной регистрации выполняемых геологоразведочных работ; согласования, экспертизы и утверждения реализуемой проектной документации; оформления горного и земельного отводов; обеспечения добычи и мониторинга подземных вод.
Это свидетельствует о том, что ЗАО "Ича-IV-М", как недропользователь, не выполняет свои обязанности по соблюдению установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, что подтверждает невыполнение обществом пунктов 1.8, 2.1-2.4 существенных условий ЛС к лицензии НОВ 00783 МЭ в нарушение пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Результаты проверки отражены в акте от 26.05.2009 N НЗ-68-в.
ЗАО "Ича-IV-М" вынесено предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
Департаментом Росприроднадзора по СФО составлен протокол об административном правонарушении от 26.05.2009 N НЗ-68-в/1, в котором действия ЗАО "Ича-IV-М" квалифицированы по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Департаментом Росприроднадзора по СФО принято постановление от 30.07.2009 N НЗ-68-в/1 о назначении административного наказания, которым ЗАО "Ича-IV-M" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на него наложен административный штраф в размере 30 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ЗАО "Ича-IV-М" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ЗАО "Ича-IV-М" требования, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 10, 11, 12, 22, 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", пришли к выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, и о нарушении Департаментом Росприроднадзора по СФО процедуры привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В силу части 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, производятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.
Статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Согласно пункту 1.1 ЛС обществу передан участок недр размерами 750 м Ч 700 м с целью геологического изучения Дупленского участка месторождения минеральных лечебно-столовых подземных вод и последующей добычи минеральных вод для розлива на условиях предпринимательского риска. Координаты угловых точек участка указанны в Приложении N 4 к настоящей лицензии.
Участок недр приобретает в установленном порядке статус горного отвода после геологического изучения и постановки на госбаланс запасов минеральных лечебно-столовых подземных вод в границах территории первого пояса зоны санитарной охраны - зоны строгого режима эксплуатационной скважины радиусом не менее 30 м с ограничением по глубине 440 м.
Пунктом 1.7 ЛС установлен перечень работ по геологическому изучению (разведке) Дупленского участка, в том числе, бурение водозаборной скважины, которое должно производиться в следующей последовательности: в срок до 01.09.1998 разработка, согласование, экспертиза и утверждение рабочего проекта на проведение работ и получение разрешения на бурение водозаборной скважины; регистрация работ на бурение; в срок до 01.12.1998 работы по бурению, обустройству скважины, передача скважины в эксплуатацию; согласование размеров первой зоны санитарной охраны водозаборной скважины и обустройство ее в соответствии с требованиями СНиП; прием скважины в эксплуатацию; прием материалов у специализированной организации, бурившей скважину.
Материалами дела установлено, что указанные работы были завершены обществом в установленные сроки.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что лицензионное соглашение содержит условия пользования недрами на представленном ЗАО "Ича-IV-М" участке по бурению и эксплуатации только в отношении одной скважины, ЗАО "Ича-IV-М" производит бурение не предусмотренной пунктом 1.7 ЛС второй скважины за пределами горного отвода площадью 0,36 га (Горноотводный акт от 20.01.1999 N 180), то есть за пределами участка недр, указанного в пункте 1.1 ЛС.
Кроме того, пунктом 2.1 ЛС предусмотрена обязанность общества осуществлять работы согласно условиям проектной документации.
Судами установлено, что проект на бурение новой скважины не прошел согласование в установленном порядке согласно части 3 статьи 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (приложение N 1 к письму МПР РФ от 04.09.1997 N АН-61/3440).
Из письма Сибнедра от 22.04.2009 N 430 следует, что проектная документация на проведение иных геологоразведочных работ от заявителя на согласование не поступала.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции сделали правомерные выводы, что ЗАО "Ича-IV-М" произведены работы по бурению второй скважины, не предусмотренные пунктом 1.7 лицензионного соглашения, а также ЗАО "Ича-IV-М" нарушены условия пункта 2.1 лицензионного соглашения.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций верно установлено событие административного правонарушения.
Вывод суда первой инстанции о наличии существенных нарушений при привлечении общества к административной ответственности материалами дела подтвержден.
Таким образом, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, судами полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным выше.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.11.2009 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 24.02.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-18411/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июля 2010 г. по делу N А45-18411/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании