Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 августа 2010 г. по делу N А46-22879/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2010 г.
Открытое акционерное общество "Сибирячка" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.09.2009 N 2743.
Решением суда первой инстанции от 19.02.2010, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.04.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, в частности, пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что у налогового органа отсутствовали основания для доначисления обществу авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2009 года исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 147 659 628 руб., поскольку сведения о данной кадастровой стоимости земельного участка общества по состоянию на 01.01.2009 находились в государственном кадастре недвижимости незаконно, что подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-2967/2009.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на неё, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 8008 кв.м. с кадастровым номером 55:36:09 01 08:0054, расположенный по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Декабристов, 45.
Обществом 24.04.2009 в налоговый орган представлена налоговая декларация (расчёт) по земельному налогу за 1 квартал 2009 года, в котором кадастровая стоимость земельного участка указана в размере 14 156 062 руб., сумма авансового платежа составила 53 085 руб.
Инспекцией по результатам камеральной проверки налоговой декларации составлен акт от 10.07.2009 о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка постановлению Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Обществом 04.08.2009 в инспекцию представлен уточнённый расчёт налоговых обязательств по земельному налогу за 1 квартал 2009 года, согласно которому сумма авансового платежа по налогу составила 0 руб.
По результатам рассмотрения налоговой декларации и уточнённого расчёта земельного налога инспекцией принято решение от 14.09.2009 N 2746 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и доначислении обществу земельного налога и соответствующих сумм пени.
Основанием для вынесения указанного решения послужили выводы налогового органа о неверном определении налогоплательщиком кадастровой стоимости земельного участка.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражные суды, руководствуясь положениями статей 388, 389, 390, 393 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, с учётом постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П, которым были внесены изменения в постановление Правительства Омской области от 29.12.2007 N 174-П, пришли к выводу о правомерном доначислении инспекцией земельного налога за 1 квартал 2009 года.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для определения кадастровой стоимости земельных участков, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Таким образом, подлежащий уплате налог подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований, исходили из того, что Арбитражный суд Омской области решением от 21.05.2009 по делу N А46-2967/2009 признал незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, являющегося собственностью общества.
Решением суда первой инстанции по делу N А46-2967/2009 проверялась законность действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению 27.12.2007 в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в сумме 147 695 628, 07 руб. земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 08:0054, расположенный по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Декабристов, 45.
В ходе рассмотрения дела N А46-21419/2008 суд пришёл к выводу о незаконности совершенных действий, так как в нарушение порядка, установленного законодательством, действия по внесению в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка были совершены без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка субъектом Российской Федерации, поскольку постановлением Правительства Омской области N 174-П не утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 08:0054, а утверждены усредненные удельные показатели кадастровой стоимости кварталов.
На основании изложенного судами правильно установлено, что решением суда по указанному делу действия Управления Роснедвижимости признаны незаконными в связи с нарушением порядка внесения сведений в ГКН, но не в связи с незаконностью самой кадастровой стоимости земельного участка общества.
Вместе с тем, учитывая, что постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П в постановление N 174-П были внесены изменения - утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году; постановление N 193-П, которым внесены изменения, опубликовано в газете "Омский вестник" 30.11.2008 за номером 141 и не оспорено в установленном порядке, не отменено, суды пришли к правильному выводу, что данное постановление подлежит применению.
Довод общества о том, что за период с 27.12.2007 по 10.09.2009 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 08:54 в размере 147 695 628, 07 руб. в государственном кадастре отсутствовала и действовала ранее внесённая стоимость в размере 14 156 062 руб., был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонён, поскольку, как правильно указал суд, внесение решением территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости от 10.09.2009 N 36/09-15559 в ГКН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка согласно постановлению Правительства N 193-П, свидетельствует лишь о приведении имеющихся в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка общества в соответствие с действующим законодательством, но не о том, что до 10.09.2009 эта кадастровая стоимость на основании постановления N 193-П в ГКН не была утверждена.
При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу, что кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 08:54 в размере 147 695 628, 07 руб. была утверждена в спорный период в рамках действующего законодательства.
Таким образом, арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 19.02.2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 по делу N А46-22879/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 августа 2010 г. по делу N А46-22879/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании