Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 августа 2010 г. по делу N А81-559/2010
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Новатэк-Юрхаровнефтегаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 25.12.2009 N 188 о назначении административного наказания.
Решением суда от 04.02.2010 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2010 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Управление не согласно с выводами суда о том, что пункт 2.4 лицензии не возлагает на лицензиата какой-либо обязанности, а лишь указывает на свершившийся факт. Управление считает, что данный пункт продолжает действовать по сегодняшний день, и общество приняло на себя обязательства за невыполнение пункта лицензии. Управление также считает, что правонарушение является длящимся.
В судебное заседание представители сторон не явились.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения комплексной плановой проверки общества управлением установлено, что обществом допущено нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией) на право пользования недрами в пределах Юрхаровского нефтегазоконденсатного местонахождения от 24.04.2007 года N СЛХ 14031 НР.
Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 22.12.2009 года N 87. Постановлением от 25.12.2009 N 188 общество признано виновным в административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 35 000 руб.
Несогласие общества с привлечением его к административной ответственности явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций о неправомерном привлечении общества к административной ответственности, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 7.3 КоАП РФ пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" одной из обязанностей пользователя недрами является выполнение условий, установленных лицензией.
Общество имеет лицензию серия СЛХ N 14031 НР от 24.04.2007 года геологическое изучение, добыча нефти, конденсата и газа в пределах Юрхаровского нефтегазоконденсатного месторождения, неотъемлемой частью которой является лицензионного соглашение.
Пунктом 2.4 лицензионного соглашения отмечено, что общество обязано было в 1997 году предоставить в Центральную комиссию по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений Министерства топлива и энергетики Российской Федерации проектную документацию на разработку неокомских залежей Юрхаровского месторождения, в соответствии с которой определить уровни добычи нефти, газа и конденсата, а также степень утилизации газа. Уровни добычи углеводородного сырья и процент утилизации газа устанавливается в соответствии с действующими проектными документами, утвержденными в установленном порядке.
Исходя из буквального толкования пункта 2.4 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами Юрхаровского нефтегазоконденсатного месторождения суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что данным пунктом только зафиксирован свершившийся факт.
Судами также было установлено, что обязанность по предоставлению в уполномоченный орган проектной документации на разработку неокомских залежей Юрхаровского месторождения, в соответствии с которой определить уровни добычи нефти, газа и конденсата, а также степень утилизации газа вытекает из условия предоставленной АООТ "Заполярнефтегаз-геология" 25.11.1996 лицензии СЛХ 10439 НР, которая неоднократно переоформлялась до 2002 года.
Суды обеих инстанций установили, что новый срок исполнения обязательства в лицензионном соглашении не установлен. Следовательно, отсутствие в лицензии условия о выполнении обязательства к конкретному сроку свидетельствует о том, что такое обязательство должно быть выполнено в любое время в период действия лицензионного соглашения.
Уровни добычи углеводородного сырья и процент утилизации газа устанавливаются в соответствии с действующим проектным документом, утвержденным в установленном порядке.
В настоящее время проектным документом на разработку Юрхаровского нефтегазоконденсатного месторождения (ЮНГКМ) "Дополнение к Технологической схеме разработки ЮНГКМ" (Протокол заседания ТО ЦКР по ЯНАО N 44-09 от 17.12.2009 утвержден Председателем ЦКР Роснедра 24.12.2009) предусматривает ввод в пробную эксплуатацию нефтяных оторочек и установлен уровень добычи нефти и утилизации попутного нефтяного газа 95 процентов.
Проектные документы общества на разработку ЮНГКМ выполнены в соответствии с Регламентом составления проектных документов на разработку газовых и газоконденсатных месторождений (согласован Госгортехнадзором России от 11.11.1998 года N 10-12/597) Методическими рекомендациями по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений (утверждены Приказом МПР России от 21.03.2007 года N 61).
Следовательно, пункт 2.4 лицензионного соглашения обществом соблюдается. Таким образом, установив отсутствие состава административного правонарушения, суды обеих инстанций правомерно признали незаконным постановление управления о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.02.2010 года Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 24.05.2010 года Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-559/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 августа 2010 г. по делу N А81-559/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании