Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 августа 2010 г. по делу N А46-2039/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2010 г.
Прокурор Кировского административного округа г. Омска (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Натур Продукт Омск" (далее - ООО "Натур Продукт Омск", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что реализация в аптечном пункте лекарственного средства "Ампициллин тригидрат" осуществлена без рецепта с нарушением пункта 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, поскольку названное лекарственное средство не включено в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 N 578.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ООО "Натур Продукт Омск" его правопреемником - обществом с ограниченной ответственностью "Здоровые Люди Омск" (юридический адрес: 644021, г. Омск, ул. Лизы Чайкиной, д.3 Г).
Решением от 09.03.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 13.05.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
По мнению Общества, оперативно-розыскное мероприятие "контрольная закупка" было проведено административным органом с нарушением Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"; судами не дана правовая оценка законности проведенной проверки и процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура по доводам Общества, изложенным в кассационной жалобе, возражает, просит решение оставить без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные им в отзыве.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав прокурора, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Кировского административного округа г. Омска совместно с ОБЭП КМ ОМ N 3 УВД 23.01.2010 была проведена проверка соблюдения требований лицензионного законодательства деятельности ООО "Натур Продукт Омск", в ходе которой был установлен факт реализации в принадлежащем указанному лицу аптечном пункте, расположенном по адресу: г. Омск, улица Суворова дом 10, лекарственного средства рецептурной группы ("Ампициллин тригидрат") без рецепта врача.
По результатам проверки, прокурором Кировского административного округа г. Омска принято постановление от 08.02.2010 о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор Кировского административного округа г. Омска обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, а также из обоснованности и правомерности принятия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, наличия оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Подпункт 47 пункта 1 статьи 17 названного закона обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к получению лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определяется Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 "Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение).
В силу пункта 5 указанного Положения, осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"д" пункта 4 настоящего Положения.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В пункте 3 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" установлено, что перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Дополнение к перечню публикуется ежегодно.
Правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств (пункт 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах").
В соответствии с пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, который согласуется с пунктом 6.1 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (ОСТ 91500.05.0007-2003), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В пункте 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, установлено, что все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Судами установлено, что в аптеке ООО "Натур Продукт Омск" имел место факт реализации лекарственного средства рецептурной группы "Ампициллин тригидрат" по цене 29 руб. 62 коп. без рецепта врача.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно указали на наличие в действиях ООО "Натур Продукт Омск" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы Общества, изложенные в жалобе о том, что собранные доказательства по факту выявленного правонарушения получены с нарушением Федерального Закона РФ от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и не был соблюден установленный законом порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, несостоятельны. Проверка проведена уполномоченным органом с соблюдением требований закона.
Из материалов дела следует, что проверочная закупка проводилась в рамках осуществления прокуратурой Кировского административного округа г. Омска надзора за соблюдением ООО "Натур Продукт Омск" действующего законодательства Российской Федерации о лицензировании фармацевтической деятельности.
Судами установлено, что 08.02.2010 помощником прокурора И.Е.В. посредством телефонной связи на имя законного представителя ООО "Натур Продукт Омск" Ч.Е.И. было направлено требование о необходимости явки представителя организации в прокуратуру Кировского административного округа г. Омска 09.02.2010 в 10:00 для дачи объяснений по факту административного правонарушения.
В пункте 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о необходимости направления извещения определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Направление требования на имя законного представителя Общества посредством телефонной связи и получение информации о его получении свидетельствуют о том, что прокурором Кировского административного округа г. Омска были приняты меры по извещению законного представителя ООО "Натур Продукт Омск".
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции директор Общества Ч.Е.И. в устном выступлении подтвердила факт получения посредством телефонной связи требования о необходимости явки 09.02.2010 представителя организации в прокуратуру Кировского административного округа г. Омска.
Арбитражные суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Приведенные заявителем в жалобе доводы были предметом рассмотрения судов, им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда не переоцениваются.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.03.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 13.05.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2039/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Здоровые Люди Омск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 августа 2010 г. по делу N А46-2039/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании