Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 августа 2010 г. по делу N А67-919/2010
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Томскнефть" ВНК (далее по тексту ОАО "Томскнефть" ВНК) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области (далее по тексту Департамент) N 910 от 20.12.2009 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 03.03.2010 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 30.04.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Томскнефть" ВНК просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы считает, что судами первой и апелляционной инстанции были приняты судебные акты при отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и основаны на неправильном истолковании норм материального права. Факт использования лесов является недоказанным. Вывод о наличии состава административного правонарушения не соответствует фактическим обстоятельствам. Протокол и постановление вынесены неуполномоченным должностным лицом.
От ОАО "Томскнефть" ВНК поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить судебные акты без изменения. Просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между Департаментом и ОАО "Томскнефть" ВНК 23.09.2008 заключен договор аренды лесного участка N 255/05/08 (далее по тексту Договор), согласно которому предоставляется лесной участок площадью 0,28 га, расположенный в Томской области, Александровского района, Александровского лесничества (Александровский лесхоз), Стрежевского участкового лесничества (Стрежевское лесничество), квартал 1 выделы 11, 14, 24, 29, 48, 49, кадастровый номер 70:01:0000012:1231 для размещения объекта "Замена трубопроводов Советского месторождения м.р. (7 очередь).
Подпунктом "а" пункта 12 и подпунктом "в" пункта 13 Договора предусмотрено, что арендатор имеет право приступить после государственной регистрации настоящего Договора и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего Договора.
Арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Определением от 04.12.2009 N 910 Департаментом возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого 23.12.2009 составлен протокол N 910 и 30.12.2009 вынесено постановление N 910 о привлечении ОАО "Тоскнефть" ВНК к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считая постановление незаконным, ОАО "Томскнефть" ВНК обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается факт совершения административного правонарушения и вина юридического лица в его совершении.
Кассационная инстанция, отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, исходит из следующего.
Частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, в виде взыскания административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение установленных договором или иным документом о предоставлении лесного участка условий использования леса, лесных насаждений.
Из установочной части оспариваемого постановления следует, что в вину ОАО "Томскнефть" ВНК вменено нарушение Договора в части того, что на момент привлечения к ответственности в установленном порядке не разработан и не представлен Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы по вышеуказанному договору.
В протоколе об административном правонарушении от 23.12.2009 N 910 указано, что в ходе рассмотрения материалов было установлено, что работы ОАО "Томскнефть" ВНК, а именно замена трубопроводов Советского месторождения (7 очередь) в квартале 1, выделах 11,14,24,29,48,49 Стрежевского участкового лесничества (Стрежевского лесничества) Александровского лесничества (Александровского лесхоза) Александровского района Томской области, были выполнены с нарушением условий договора аренды лесного участка N 255/05/08 от 23.09.2008, нарушены подпункт "а" пункта 12, подпункт "в" пункта 13 вышеуказанного договора, так как до настоящего времени в установленном порядке не был разработан и представлен Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы по вышеуказанному договору.
Из материалов дела усматривается, что основанием к такому выводу послужил факт представления ОАО "Томкснефть" ВНК в Департамент для утверждения акта N 2009-ЛФ приемки-сдачи рекультивированных земель лесного участка из состава земель лесного фонда находящихся в федеральной собственности.
Согласно части шестой статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности.
В нарушение установленных требований, арбитражным судом первой и апелляционной инстанции не дана оценка представленному акту и доводам ОАО "Томскнефть" ВНК о том, что перечисленные в акте работы были проведены до заключения Договора, за неисполнение которого оно привлечено к административной ответственности.
Установление времени выполнения работ имеет существенное значение, для установления факта наличия в действиях ОАО "Томскнефть" ВНК состава административного правонарушения, так как в подпункте "в" пункта 13 Договора срок разработки и представления Арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы по вышеуказанному договору, не определен.
Из системного толкования подпункта "а" пункта 12 и подпункта "в" пункта 13 следует, что указанный проект должен быть представлен до начала выполнения работ.
Установление срока выполнения работ влияет и на срок давности привлечения общества к административной ответственности.
На основании части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.
С учетом вышеизложенного, кассационная инстанция считает, что дело подлежит направлению на рассмотрение в арбитражный суд Томской области.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует установить время проведения работ по замене трубопроводов Советского месторождения (7 очередь) в квартале 1, выделах 11,14,24,29,48,49 Стрежевского участкового лесничества (Стрежевского лесничества) Александровского лесничества (Александровского лесхоза) Александровского района Томской области, выполненных ОАО "Томскнефть" ВНК, уточнить за какие действия (бездействие) привлечено общество к административной ответственности, проверить соблюдение Департаментом сроков привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод ОАО "Томскнефть" ВНК изложенный в кассационной жалобе, о вынесении постановления неуполномоченным лицом, не принимается кассационной инстанцией, так как основан на неверном толковании норм материального права.
Губернатором Томской области 09.03.2007 распоряжением N 115-р утвержден перечень должностных лиц Томской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, в числе которых значится заместитель главного государственного лесного инспектора Томской области.
С.О.В., вынесшая оспариваемое постановление, по должности является заместителем главного государственного лесного инспектора Томской области.
Заместители главного государственного лесного инспектора в субъектах Российской Федерации вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, уполномоченных в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (части 1 и 2 статьи 23.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.03.2010 Арбитражного суда Томской области и постановление от 30.04.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-919/2010 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 августа 2010 г. по делу N А67-919/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании