Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 августа 2010 г. по делу N А67-1716/2010
(извлечение)
Прокурор ЗАТО Северск Томской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя К.А.В. (далее - предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Томской области от 02.04.2010 (судья И.Н.С.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.06.2010 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе прокурор просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Прокурор не согласен с выводами апелляционного суда о том, что деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не подлежит лицензированию и является запрещенной, следовательно, проведение прямо запрещенной деятельности, на которую не может быть выдано специальное разрешение (лицензия), не может быть квалифицировано как осуществление деятельности без лицензии.
Прокурор считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что по смыслу положений Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и поведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне наряду с лицензией на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах представляют собой, по сути, аналогичные документы, дающие право субъектам предпринимательской деятельности возможность организации и поведения азартных игр.
Прокурор заявляет, что из диспозиции ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ не следует, что термин "специальное разрешение" используется в ней исключительно как синоним термина "лицензия". Прокурор не согласен с выводами апелляционного суда о том, что запрещенная деятельность не может повлечь за собой административную ответственность.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержала доводы кассационной жалобы.
Предпринимателем представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, К.А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС по ЗАТО Северск Томской области 22.09.2009 за основным государственным регистрационным номером 309702426500037.
В ходе проведения проверки законности деятельности по организации и проведению азартных игр сотрудниками прокуратуры установлено, что в помещении по адресу: ЗАТО Северск, ул. Курчатова, 15, используемым предпринимателем, установлено 59 игровых автоматов, клиентам предлагается возможность принять участие в азартной игре с использованием данных игровых автоматов с целью получения выигрыша.
На основании материалов проверки прокурором 18.02.2010 в отношении предпринимателя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 23.1, 28.8 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены прокурором в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии состава административного правонарушения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрен административный штраф.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие проведение государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона заключается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.201 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с федеральным законодательством.
С 30.06.2009 утратил силу п.п. 77 п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании, согласно которому деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования, кроме игровых столов, подлежала лицензированию.
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным данным Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным Законом.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона N 244-ФЗ игорные зоны создаются на территориях субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область.
Томская область не включена в перечень игорных зон, следовательно, на ее территории разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр не может быть получено.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о том, что поскольку деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не подлежит специальному разрешению (лицензированию) и является запрещенной, то проведение прямо запрещенной деятельности, на которую не может быть выдано специальное разрешение (лицензия), не может быть квалифицировано как осуществление деятельности без лицензии.
Следовательно, действия предпринимателя по осуществлению деятельности вне игровой зоны не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, так данная деятельность является незаконной и не подлежит регулированию действующим законодательством.
Таким образом, доводы прокурора о том, что причины, по которым разрешение (лицензия) отсутствует у лица, осуществляющего тот либо иной вид экономической деятельности, не имеет правового значения при решении вопроса о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, ошибочны.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют достоверно установленным фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 04.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1716/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 августа 2010 г. по делу N А67-1716/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании