Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 августа 2010 г. по делу N А03-2791/2010
(извлечение)
Рубцовский транспортный прокурор обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к закрытому акционерному обществу "Алейскзернопродукт" имени С.Н. Старовойтова (далее - ЗАО "Алейскзернопродукт") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статтьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 12.04.2010 Арбитражного суда Алтайского края заявленные прокурором требования удовлетворены, ЗАО "Алейскзернопродукт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ЗАО "Алейскзернопродукт", ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а так же на малозначительность совершенного им административного правонарушения, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
В подтверждение своих доводов ЗАО "Алейскзернопродукт" представляет дополнительные доказательства, которые не были исследованы судом первой инстанции в связи с болезнью представителя данного акционерного общества.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы ЗАО "Алейскзернопродукт" и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной Рубцовской транспортной прокуратурой проверкой исполнения ЗАО "Алеискзернопродукт" законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте выявлено осуществление названным акционерным обществом погрузочно-разгрузочной деятельности опасных грузов на железнодорожном транспорте без специального разрешения (лицензии).
Проверкой установлено, что на железнодорожных путях не общего пользования ЗАО "Алеискзернопродукт" 03.01.2010, 07.01.2010, 28.01.2010, 02.02.2010, 04.02.2010, 06.02.2010, 10.02.2010, 18.02.2010 и 21.02.2010 получило в свой адрес и без специального разрешения (лицензии) выгрузило 16 вагонов грузов - шрота, который является опасным согласно Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных совместным приказом МЧС Российской Федерации от 31.10.1996 N 9/733/3-2 и МПС Российской Федерации от 25.11.1996 ЦМ-407 "Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам".
По результатам проверки прокурором вынесено постановление от 26.02.2010 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и направлено в арбитражный суд заявление о привлечении ЗАО "Алеискзернопродукт" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 70 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ и пунктом 1 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте" (далее - Положение), установлено, что лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Пунктами 4 и 5 указанного Положения установлены лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, и лицензионные условия осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами. Лицензиатом могут являться как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами.
Лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (пункт 2 Положения).
Статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяет опасный груз - как груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что факт осуществления ЗАО "Алеискзернопродукт" погрузочно-разгрузочной деятельности опасных грузов без специального разрешения (лицензии) подтверждается представленными Прокурором письменными доказательствами и акционерным обществом не опровергается.
Поскольку ЗАО "Алеискзернопродукт" своевременно не были приняты все зависящие от него меры, направленные на получение специального разрешения (лицензии) на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о совершении данным юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" дано разъяснение, согласно которому при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения в рассматриваемых правоотношениях статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пределами рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данная судебная инстанция не имеет правовых оснований для исследования и правовой оценки дополнительно представленных ЗАО "Алеискзернопродукт" письменных доказательств, которые своевременно не были представлены суду первой инстанции в результате процессуальных упущений, допущенных привлекаемым к административной ответственности лицом, имеющим штатную юридическую службу.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.04.2010 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2791/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 августа 2010 г. по делу N А03-2791/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании