Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 августа 2010 г. по делу N А75-10014/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Современные технологии" (далее - ООО "Современные технологии") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции государственного строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Инспекция) об обязании выдать заключение о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации реконструированного объекта капитального строительства - торгово-административного здания, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нягань, ул. Ленина, 17.
Решением от 09.12.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в удовлетворении заявленных ООО "Современные технологии" требований отказано.
Постановлением от 28.04.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Современные технологии", ссылаясь на нарушение обеими судебными инстанциями норм процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в другой арбитражный суд.
По мнению заявителя, суды первой и апелляционной инстанций в нарушение требований статей 64, 71, 162, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовали и не дали правовой оценки имеющимся в материалах дела документам: предписанию N 47/8 от 30.07.2008 "О предоставление документа, подтверждающего соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана"; предписанию N 49/8 от 30.07.2008 "О качестве производимых работ в соответствии с утвержденным проектом"; предписанию N 52/8 от 12.11.2008 "О предоставление разрешения на реконструкцию" и акту итоговой проверки N 18/8-1 от 18.09.2009.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ООО "Современные технологии" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц не поступили.
В судебном заседании представитель Инспекции Г.Ю.И. поддержал доводы своего отзыва на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено двумя судебными инстанциями, ООО "Современные технологии" обратилось в администрацию муниципального образования г. Нягань с заявлением от 19.12.2007 о выдаче сроком на три года разрешения на строительство трехэтажного торгового центра "Пирамида" на земельном участке, находящемся по адресу: г. Нягань, ул. Ленина,17, приложив к заявлению правоустанавливающие документы на земельный участок N 133, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения названного объекта строительства.
На основании указанных документов и экспертных заключений N 358.11.07 от 06.11.2007, N 358-1.12.07 от 29.12.2007 администрация муниципального образования г. Нягань выдала ООО "Современные технологии" разрешение N ru 86306000-197 от 27.12.2007 на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства "Торгово-административное здание", расположенного по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нягань, ул. Ленина, 17.
Проведенными Инспекцией проверками реконструкции этого объекта капитального строительства установлено, что ООО "Современные технологии" не было выполнено предписание от 11.04.2008 N 22/8 со сроком исполнения до 25.04.2008. Факт нарушений отражен в акте N 21/8 от 22.05.2008. В акте проверки N 14/8 от 08.06.2008 зафиксировано невыполнение требований проекта в части устройства свайных фундаментов - лист 7 проекта 2007-АС, состоящее в том, что боковая поверхность не покрыта битумом в бензине за два раза, полости свай не заполнены пескобетоном и другие нарушения.
Также Инспекцией установлено, что у ООО "Современные технологии" имеется согласование стадии проекта "Эскиз" начальником управления государственной экспертизы Ханты-Мансийского автономного округа от 06.06.2008 на четыре этажа, но документа, подтверждающего соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана и дающей право осуществлять реконструкцию объекта капитального строительства не имеется. Этот и другие факты нарушений отражены в акте проверки от 30.07.2008 N 35/8.
Согласно акту проверки от 12.11.2008 N 44/8 реконструкция торгово-административного здания осуществляется ООО "Современные технологии" в нарушение статей 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации без оформленного и не полученного разрешения на строительство. На основании данного акта проверки вынесено постановление главы администрации муниципального образования г. Нягань от 09.12.2008 N 4585 "Об отмене разрешения на строительство от 27.12.2007 N Ru 86306000-197".
Согласно акту проверки от 08.06.2009 N 14/8 ООО "Современные технологии" осуществляется эксплуатация указанного объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
В связи с тем, что застройщиком - заказчиком ООО "Современные технологии" было направлено извещение от 14.07.2009 N 01 об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по адресу г. Нягань ул. Ленина, 17 и односторонний акт от 14.11.2008 приемки законченного строительством объекта, Инспекцией была проведена итоговая проверка.
Из содержания акта N 18/8-1 от 18.08.2009 итоговой проверки следует, что решение от 17.07.2009 городского суда г. Нягани Ханты-Мансийского автономного округа-Югра о запрещении эксплуатации объекта до устранения нарушений ООО "Современные технологии" не исполняется, объект находится в стадии строительства; предписание от 30.07.2008 N 47/8 и предписание N 49/8 от 30.07.2008 не выполнены; разрешение на строительство от 27.12.2007 N Ru 86306000-197 отменено.
ООО "Современные технологии" обратилось в Отдел инспектирования по г. Нягани и Октябрьскому району Инспекции Государственного строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением от 04.09.2009 N 195 о выдаче заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Отделом инспектирования по г. Нягани и Октябрьскому району Инспекции Государственного строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры заявителю выдано решение от 18.09.2009 N 1 об отказе в выдаче заключения о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Не согласившись с указанными действиями Инспекции, ООО "Современные технологии" обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции выдать заключение о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации реконструированного им объекта капитального строительства.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполненных работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, конструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
Пунктом 17 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение), предусмотрено, что орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Согласно пункту 3 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129 (далее - Порядок проведения проверок), итоговая проверка соответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - итоговая проверка) проводится органом государственного строительного надзора в случае получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Орган государственного строительного надзора в течение 10 рабочих дней после получения обращения застройщика или заказчика, указанного в пункте 29 Порядка проведения проверок, выдаёт заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, а при отсутствии оснований для выдачи заключения принимает решение об отказе в выдаче такого заключения.
При проведении итоговый проверки должен соблюдаться порядок проведения проверки, предусмотренный главой 3 Порядка проведения проверок, и учитываться следующее: а) визуальному осмотру подлежит построенный, реконструированный, отремонтированный объект капитального строительства в полном объеме (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения и примененные строительные материалы (изделия); б) проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что при проведении итоговой проверки Инспекцией были выявлены нарушения, отраженные в акте итоговой проверки N 18/8-1 от 18.08.2009, которые явились препятствием для выдачи оспариваемого ООО "Современные технологии" заключения, а заявителем не представлено достоверных доказательств, опровергающих выявленные Инспекцией нарушения.
Принимая во внимание, что выводы двух судебных инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.12.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 28.04.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-10014/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 августа 2010 г. по делу N А75-10014/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании