Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 августа 2010 г. по делу N А46-15390/2009
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Омское производственное объединение автомобильного грузового транспорта N 2" (далее - ОАО "ОПОГАТ-2") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области, Управление) по внесению 27.12.2007 в государственный земельный кадастр (ГЗК) и по внесению в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 155 134 131 рубля 51 копейки площадью 41 285 кв. м с кадастровым номером 55:36:00 00 00:120, местоположение которого установлено относительно 5-этажного здания административно-бытового здания, имеющего почтовый адрес: Октябрьский административный округ г. Омск, ул. 31 Рабочая, д. 1А; о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению 07.04.2004 в ГЗК и по внесению в ГКН сведений о виде разрешенного использования - "для производственных целей под здания" земельного участка площадью 41 285 кв. м с кадастровым номером 55:36:00 00 00:120, местоположение которого установлено относительно 5-этажного здания административно-бытового здания, имеющего почтовый адрес: Октябрьский административный округ г. Омск, ул. 31 Рабочая, д. 1А; обязании Управления Роснедвижимости по Омской области исключить из ГКН с момента внесения сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:120 в размере 155 134 131 рубля 51 копейки; обязании Управления Роснедвижимости по Омской области исключить из ГКН с момента внесения сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:120 - "для производственных целей под здания".
Решением от 21.12.2009 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 19.03.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "ОПОГАТ-2" просит принятые судебные акты отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что судами при вынесении обжалуемых судебных актов был нарушен пункт 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - принятие решения, постановления о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
По его мнению, судебные инстанции ошибочно посчитали, что оспариваемые действия Управления Роснедвижимости по Омской области произведены в полном соответствии с законодательством Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы заявителя.
ОАО "ОПОГАТ-2" полагает, что выводы суда, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель указывает, что постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление N 174-П) не утверждались удельные показатели кадастровой стоимости в размере 7 757 рублей 64 копеек за 1 кв. м и 3 721 рубля 76 копеек за 1 кв. м, которые использовались при расчете кадастровой стоимости земельного участка заявителя, и не утверждалась кадастровая стоимость земельного участка заявителя.
ОАО "ОПОГАТ-2" считает, что расчет кадастровой стоимости земельного участка заявителя был произведен с нарушением Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), что означает установление незаконного и необоснованного размера кадастровой стоимости земельного участка заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Омской области указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ОАО "ОПОГАТ-2" на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 41 285 кв. м с кадастровым номером 55:36:00 00 00:120, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 31 Рабочая, д. 1А (Октябрьский административный округ), права на указанный земельный участок подтверждаются договором аренды земельного участка от 24.11.2004 N Д-О-14-5495 (далее - договор аренды).
Определением от 26.05.2009 по делу N А46-11742/2009 к производству Арбитражного суда Омской области принято исковое заявление Главного управления по земельным ресурсам Омской области к ОАО "ОПОГАТ-2" о внесении изменений в договор аренды, путем изложения пункта 2.1 договора аренды в следующей редакции: "Величина ежемесячной арендной платы за предоставленный участок устанавливается в размере 168 342 рублей 23 копеек с 01.12.2008", поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:120 утверждена постановлением N 174-П.
ОАО "ОПОГАТ-2" направило 02.06.2009 в Управление письменное обращение о предоставлении сведений о порядке определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:120.
В ответ на обращение Территориальный отдел N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области письмом от 29.06.2009 N 07-07/3414 сообщил заявителю о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:00 00 00:120 учтен в государственном кадастре недвижимости площадью 41 285 кв. м с разрешенным использованием "для производственных целей под здания"; сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в ГКН в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по городу Омску в границах кадастрового района 55:36, утвержденными постановлением N 174-П; кадастровая стоимость земельного участка с номером 55:36:00 00 00:120 составляет 155 134 131 рубль 51 копейка.
ОАО "ОПОГАТ-2" считая действия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившиеся во внесении в ГКН сведений о виде разрешенного использования и кадастровой стоимости земельного участка, незаконными, нарушающими его права и законные интересы (посредством возложения дополнительной обязанности по уплате арендной платы за земельный участок, которая будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением N 174-П), обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из соответствия оспариваемых действий закону и отсутствия нарушений прав и законных интересов заявителя этими действиями.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из данных норм, для признания незаконными действий (бездействия) суд должен установить несоответствие обжалуемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение обжалуемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о государственном земельном кадастре) для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Порядок ведения государственного земельного кадастра утвержден приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра", зарегистрирован в Минюсте России 20.06.2001 N 2753 (далее - приказ N П/119).
Согласно пункту 6.2.17 Правил заполнения форм в процессе ГЗК, утвержденных приказом N П/119, при ведении форм государственного реестра земель кадастрового района в строку 9 "разрешенное использование" (разрешенное использование земельных участков является сведениями о земельном участке в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона о государственном земельном кадастре) формы Ф 1.1 государственного реестра земель кадастрового района (раздел "Земельные участки") заносится разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.
Из выписки из государственного земельного кадастра от 26.11.2004 N 36/04-14314, видно, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:00 00 00:120 имеет разрешенное использование "для производственных целей под здания".
Сведения в государственный кадастр недвижимости о разрешенном использовании "для производственных целей под здания" земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:120 были внесены заинтересованным лицом на основании заявки о постановке на Государственный кадастровый учет и распоряжения директора Департамента недвижимости администрации города Омска от 23.03.2004 N 180-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка по ул.31 Рабочая, д. 1А в Октябрьском административном округе".
Распоряжением и.о. директора Департамента недвижимости администрации города Омска от 23.03.2004 N 180-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка по ул.31 Рабочая, д. 1А в Октябрьском административном округе" был утвержден проект территориального землеустройства по формированию земельного участка площадью 41 285 кв. м, относящегося к категории земель поселений, для производственных целей под здания, местоположение земельного участка установлено относительно 35-этажного здания административно-бытового корпуса с почтовым адресом: ул. 31-я Рабочая в Октябрьском административном округе.
Распоряжением Мэра города Омска от 10.06.2004 N 1752-р "О предоставлении ООО "Барс-Авто" и ОАО "ОПОГАТ-2" земельного участка в Октябрьском административном округе" был предоставлен в аренду сроком на 25 лет с множественностью лиц на стороне арендатора ООО "Барс-Авто" с 4709/41285 долей в праве и ОАО "ОПОГАТ-2" с 35840/41285 долей в праве земельный участок площадью 41 285 кв. м, относящийся к категории земель поселений, с кадастровым номером 55:36:00 00 00:120 для производственных целей под здания (нежилые помещения, находящиеся в здании общежития, крытой стоянки, стоянки автомобилей; административно-бытового корпуса; общежития; прицепного участка; механической мойки; гаража на 125 автомобилей; двух стоянок на 150 автомобилей; зоны ТО-2; прицепного сварочного; шиномонтажа; склада для хранения запасных частей; трансформаторной подстанции; котельной; кирпичного склада, с почтовым адресом: ул. 31 Рабочая, д. 1А в Октябрьском административном округе).
Документом, которым устанавливается разрешенное использование земельного участка, на основании которого 07.04.2004 Управление внесло в ГЗК сведения о разрешенном использовании спорного земельного участка - "для производственных целей под здания", является распоряжение директора Департамента недвижимости администрации города Омска от 23.03.2004 N 180-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка по ул.31 Рабочая, д. 1А в Октябрьском административном округе"; источником сведений о виде разрешенного использования являются материалы землеустройства, содержавшие необходимые, достаточные, непротиворечивые сведения для целей заполнения графы 10 "Номер вида разрешенного использования".
Судебные инстанции правильно отметили, что исходя из указанных документов, вид разрешенного использования земельного участка был определен в соответствии с действующими правилами через цель предоставления; земельный участок занят объектами недвижимости, используемыми в производственных целях, что позволяло однозначно отнести данный земельный участок именно к разрешенному использованию - для производственных целей под здания.
Поскольку нарушений в установлении разрешенного использования арендуемого земельного участка и порядка внесения указанных сведений в государственный кадастр недвижимости не имеется, выводы судов об отсутствии факта нарушения заинтересованным лицом действующего законодательства и об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов ОАО "ОПОГАТ-2", являются правомерными.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлено, что к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области.
Правительство Омской области, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло постановление N 174-П, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного использования в рублях за квадратный метр.
Как следует из пункта 4 статьи 17 Закона о государственном земельном кадастре, сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации от 26.07.2007 за N 9913, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).
Таким образом, заявитель необоснованно отождествил утверждение кадастровой стоимости земель, производимое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, производимое Управлением после утверждения кадастровой стоимости земель.
Управление не утверждало кадастровую стоимость земельных участков, а внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, в том числе, в целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 по предоставлению плательщикам земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков, после утверждения кадастровой стоимости земель постановлением N 174-П в декабре 2007 года.
То обстоятельство, что в ноябре 2008 года приложение к постановлению N 174-П было дополнено второй таблицей, "кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска...", не означает, что кадастровая стоимость земель не была утверждена 19.12.2007, и, соответственно, не означает, что Управление не имело права вносить в кадастр экономические характеристики земельных участков.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд правомерно посчитал действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр и государственный кадастр недвижимости указанных сведений законными и не нарушающими права и законные интересы заявителя, и сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, правомерно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные и направленные на переоценку обстоятельств, установленных судебными инстанциями.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.12.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 19.03.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15390/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омское производственное объединение автомобильного грузового транспорта N 2" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 августа 2010 г. по делу N А46-15390/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании