Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 августа 2010 г. по делу N А70-10588/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2010 г.
Открытое акционерное общество "Фортум" (далее - ОАО "Фортум", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (далее - ТУ ФАУГИ) о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка от 07.04.2009 N1/2009 в редакции протокола разногласий на предложенных обществом условиях.
Заявленные требования основаны ссылкой на статью 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и мотивированы наличием права на приобретение земельного участка по цене равной 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Решением от 18.11.2009, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2010, в удовлетворении иска отказано в связи недоказанностью обстоятельств.
В кассационной жалобе ОАО "Фортум", ссылаясь на несоответствие выводов судебных инстанций обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты и направить дело в Арбитражный суд Тюменской области.
ООО "Фортум" считает необоснованным вывод о недоказанности факта нахождения на выкупаемом земельном участке объектов недвижимости, ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности, находя очевидным и доказанным материалами дела факт отчуждения из государственной собственности объектов незавершенного строительства, расположенных на этом земельном участке. По мнению подателя жалобы, апелляционный суд безосновательно посчитал недостоверным представленный дополнительно акт приемки выполненных работ за декабрь 1992 года, подписанный в рамках договора на капитальное строительство от 30.11.1992 и свидетельствующий о выполнении работ по строительству объектов, входящих в состав Тепличного комбината Тюменской ТЭЦ-2. Кроме этого, податель в жалобе указывает на неверное толкование апелляционным судом договора на капитальное строительство от 30.11.1992, сделавшего вывод о невозможности начала строительства объектов к дате составления акта приемки выполненных работ в связи с незавершенными работами по вертикальной планировке, предшествующей возведению объектов.
Представитель ООО "Фортум" в судебном заседании поддержал доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе.
ТУ ФАУГИ в отзыве возразило против доводов кассационной жалобы, находя её доводы необоснованными, просило принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, а также соответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, при заключении договора купли-продажи земельного участка от 07.04.2009 N 1/2009 между сторонами возникли разногласия относительно цены выкупаемого земельного участка.
Согласно условиям договора купли-продажи выкупная цена земельного участка определена в размере 24 744 276,90 руб.
В протоколе разногласий ОАО "Фортум" предложило установить цену земельного участка в размере 4 851 819 руб., ссылаясь на наличие права на льготу при выкупе спорного земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Несогласие ТУ ФАУГИ с предложенной обществом выкупной ценой земельного участка явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Судебные инстанции, проанализировав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о недоказанности факта отчуждения объектов недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судебных инстанций соответствуют установленным обстоятельствам по делу и основаны на правильном применении норм права.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 24.07.2007) установлен субъектный состав лиц, которым до 01.01.2010 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К таким лицам относятся коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенной нормы следует, что её действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
ООО "Фортум" в подтверждении факта создания объектов недвижимости в начале 90-х годов и включения их в состав приватизируемого имущества АООТ "Тюменьэнерго" как объектов незавершенного строительства представило приказ Министерства энергетики и электрификации СССР от 20.01.1989 N 18пс об утверждении проекта второй очереди Тюменской ТЭЦ-2 и строительства теплиц, распоряжение Тюменского городского Совета народных депутатов от 11.02.1991 N 222 о разрешении Тюменской ТЭЦ-2 проектирование и строительство теплиц и жилых домов для обслуживания персонала по улице Широтной в районе ТЭЦ-2, план приватизации АООТ "Тюменьэнерго", а также договоры, сметы, акты, платежные поручения, свидетельствующие о совершении в период с июля 1991 года по декабрь 1993 года действий по разработке документации для строительства тепличного комбината ТЭЦ-2, о выполнении работ по вертикальной планировке местности.
Судебные инстанции, оценив доказательства в их совокупности, посчитали, что указанные документы не позволяют установить, какие работы и в каком объеме по строительству были выполнены на момент приватизации АООТ "Тюменьэнерго", какие объекты были учтены в составе незавершенного строительства в период приватизации.
Иных доказательств, подтверждающих факт приватизации спорных объектов незавершенного строительства, расположенных на приобретаемом земельном участке, в процессе рассмотрения настоящего дела ООО "Фортум" не представлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит правильными выводы судов о недоказанности ООО "Фортум" приобретения в процессе приватизации спорных объектов недвижимости.
Доводы подателя кассационной жалобы отклоняются как не соответствующие установленным по делу фактическим обстоятельствам и не основанные на правильном применении указанных в жалобе норм права, и в этой связи, не влияющие на правильность принятых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2010 по делу N А70-10588/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Фортум" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 августа 2010 г. по делу N А70-10588/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании