Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 августа 2010 г. по делу N А81-6480/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2010 г.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Лабытнангская центральная городская многопрофильная больница" (далее - МУЗ "ЛЦГМБ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Строительно-монтажное предприятие "Ямалсоюз" (далее - ЗАО СМП "Ямалсоюз", предприятие) о расторжении муниципального контракта N 86к от 24.08.2009 на выполнение работ по текущему ремонту ЦСО МУЗ "ЛЦГМБ" и о взыскании пеней за просрочку исполнения обязательства по муниципальному контракту N 86к от 24.08.2009 на выполнение работ по текущему ремонту помещений ЦСО МУЗ "ЛЦГМБ" за период с 26.09.2009 по 13.11.2009 в сумме 3 910 руб. 83 коп.
ЗАО СМП "Ямалсоюз" предъявило встречные исковые требования о взыскании с МУЗ "ЛЦГМБ" долга в размере 247 000 руб. за выполненные работы по муниципальному контракту N 86к от 24.08.2009 на выполнение работ по текущему ремонту ЦСО МУЗ "ЛЦГМБ" и процентов за пользование чужими денежными средствами в суме 3 746 руб. 30 коп. за период с 18.12.2009 по 08.02.2010.
Решением от 29.03.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа муниципальный контракт N 86к от 24.08.2009 на выполнение работ по текущему ремонту помещений ЦСО МУЗ "ЛЦГМБ", заключенный между МУЗ "ЛЦГМБ" и ЗАО СМП "Ямалсоюз", расторгнут.
С ЗАО "СМП "Ямалсоюз" в пользу МУЗ "ЛЦГМБ" взысканы пени за просрочку исполнения обязательства по муниципальному контракту в сумме 3 910 руб. 83 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 500 руб.
Кроме этого, с МУЗ "ЛЦГМБ" в пользу ЗАО "СМП "Ямалсоюз" взыскан долг в сумме 145 383 руб. В удовлетворении встречного иска в остальной части отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ЗАО "СМП "Ямалсоюз", полагая, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит решение от 12.03.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по данному делу в части взыскания с предприятия в пользу учреждения пеней за просрочку исполнения обязательств по муниципальному контракту N 86к от 24.08.2009 в сумме 3 910 руб. 83 коп., расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 500 руб. и в части отказа в удовлетворении остальной части встречного иска - отменить, встречный иск удовлетворить в полном объеме.
Податель кассационной жалобы считает, что в нарушение пункта 5.1. муниципального контракта N 86к от 24.08.2009 учреждение не выполнило в срок свои обязательства по данному контракту, в связи с чем и произошла задержка по выполнению работ на объекте. При этом предприятие ссылается на то, что смета на текущий ремонт помещений ЦСО утверждена и передана ему только 28.10.2009.
Кроме этого, ЗАО "СМП "Ямалсоюз" указывает на то, что оно неоднократно направляло МУЗ "ЛЦГМБ" на проверку и утверждение акты выполненных работ, акты приема-передачи выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ, но учреждение выполненные работы не приняло и от подписания указанных актов отказалось.
Предприятие утверждает, что оно выполнило работы по контракту на сумму 247 000 руб., о чем указано в акте о приемке выполненных работ формы КС-2 от 08.12.2009 и справке о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, в связи с чем начисление пеней является необоснованным.
Податель кассационной жалобы также указывает на то, что судом первой инстанции не принято во внимание заявленное им ходатайство о проведении независимой экспертизы.
МУЗ "ЛЦГМБ" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
МУЗ "ЛЦГМБ" и ЗАО "СМП "Ямалсоюз" о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Материалами дела подтверждено и судом первой инстанции установлено, что между МУЗ "ЛЦГМБ" (заказчик) и ЗАО "СМП "Ямалсоюз" (исполнитель) 24.08.2009 заключен муниципальный контракт N 86к на выполнение работ по текущему ремонту помещений ЦСО МУЗ "ЛЦГМБ" (далее - контракт N 86к), в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательство по заданию заказчика выполнить работы по текущему ремонту помещений ЦСО МУЗ "ЛЦГМБ" по адресу: ЯНАО, г.Лабытнанги, ул.Дзержинского, д.29, а заказчик обязался принять выполненные работы и обеспечить оплату работ в порядке, сроки и на условиях, установленных данным контрактом. (пункты 1.1., 1.2. контракта N 86к).
В соответствии с пунктом 1.3. данного контракта наименование (ассортимент), объем и цена выполняемых работ определяются в соответствии с утвержденной локальной сметой и спецификацией, являющейся приложением N 1 к контракту и его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 2.1. контракта N 86к цена работ по нему установлена в соответствии с результатами проведенного запроса котировок цен, составляет 247 000 руб. и в дальнейшем изменению не подлежит, при этом в стоимость работ входит: стоимость работ, материалов, локальная смета на производство работ, в том числе расходы на использование собственного оборудования, инструментов, приезд специалистов, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.
В силу пункта 2.3. контракта N 86к расчет за выполненные работ осуществляется заказчиком в рублях Российской Федерации путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в размере 100% оплаты по факту выполнения работ на основании выставленного счета-фактуры и подписанного сторонами акта выполненных работ, после 20 числа месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 5.1. контракта N 86к выполнение работ исполнителем осуществляется в течение 30 календарных дней в соответствии со спецификацией, являющейся приложением N 1 к данному контракту.
Согласно пункту 10.1. контракта N 86к он вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 31.10.2009, а в части взаиморасчетов до полного его исполнения.
21.10.2009 учреждение направило в адрес предприятия претензию, в которой сообщило об истечении срока выполнения работ по контракту N 86к 24.09.2009 и о начислении в связи с этим пеней, а 23.10.2009 МУЗ "ЛЦГМБ" направило ЗАО "СМП "Ямалсоюз" соглашение о расторжении контракта N 86к с просьбой подписать его в срок до 29.10.2009, однако, 27.10.2009 ЗАО "СМП "Ямалсоюз" вернуло в адрес МУЗ "ЛЦГМБ" соглашение о расторжении контракта неподписанным, указав на то, что учреждением не выполнены условия контракта о предоставлении чертежей на пробивку проемов в кирпичных стенах и расширение дверных проемов в несущих стенах помещений ЦСО, а также на то, что объем выполненных предприятием работ учреждением не принят и не оплачен.
Нарушение предприятием сроков выполнения работ по контракту N 86к и отказ от его расторжения послужил основанием для обращения МУЗ "ЛЦГМБ" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В свою очередь предприятие, полагая, что у учреждения имеется задолженность по оплате выполненных им по контракту N 86к работ, обратилось в арбитражный суд со встречным исковым заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя первоначальные исковые требования, указал на то, что ЗАО "СМП "Ямалсоюз" в срок до 24.09.2009 работы по текущему ремонту ЦСО МУЗ "ЛЦГМБ" не выполнило, по состоянию на декабрь 2009 года согласно акту осмотра было выполнено 55% от всего объема работ по контракту N 86к.
В связи с этим, сославшись на пункт 6.3. контракта N 86к, в соответствии с которым в случае нарушения исполнителем сроков выполнения работ последний уплачивает заказчику пени в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы данного контракта за каждый день просрочки, суд первой инстанции принял решение о взыскании с предприятия в пользу учреждения неустойки в размере 3 910 руб. 75 коп.
Суд первой инстанции также удовлетворил требование МУЗ "ЛЦГМБ" о расторжении контракта N 86к, указав на нарушение ЗАО "СМП "Ямалсоюз" сроков выполнения работ по нему и соблюдение учреждением досудебного порядка расторжения данного контракта.
Частично удовлетворяя встречные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что взысканию с МУЗ "ЛЦГМБ" в пользу ЗАО "СМП "Ямалсоюз" подлежит стоимость выполненных по контракту N 86к работ в сумме 145 383 руб.
Отказывая в удовлетворении встречного иска в части требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, суд первой инстанции указал на то, что у учреждения не возникло обязательство по оплате работ, выполненных предприятием, до момента расторжения контракта N 86к в судебном порядке, в связи с чем факт пользования МУЗ "ЛЦГМБ" чужими денежными средствами не установлен.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку в данном случае иное Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, то суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу только в пределах приведенных в ней доводов, при этом не находит оснований для ее удовлетворения исходя из следующего.
Согласно требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, мотивы принятия или отказа в принятии доказательств отражает в судебном акте.
Правильно применив к спорным правоотношениям нормы главы 37, а также пункта 2 статьи 450, пункта 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив представленные по делу доказательства, в том числе, акт осмотра объекта от 05.10.2009, акт контрольного обмера объемов выполненных работ от 01.12.2009, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нарушение ЗАО "СМП "Ямалсоюз" сроков выполнения работ по контракту N 86к, а также несоблюдение им требований к материалам, которые должны быть использованы при выполнении работ, предусмотренных данным контрактом, являются основаниями для расторжения контракта N 86к и взыскания соответствующих пеней.
Суд кассационной инстанции считает, что требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были соблюдены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела надлежащим образом, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки фактических обстоятельств дела и удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой, в том числе, о том, что учреждение не выполнило в срок свои обязательства по контракту N 86к, в связи с чем и произошла задержка по выполнению работ на объекте, а также о том, что предприятие выполнило работы по данному контракту на сумму 247 000 руб., ранее были проверены и оценены судом первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда и не содержат указаний о нарушении норм материального и процессуального права.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 2 000 руб.
Определением от 17.06.2010 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа заявителю кассационной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.03.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-6480/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Строительно-монтажное предприятие "Ямалсоюз" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2010 г. по делу N А81-6480/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании