Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 августа 2010 г. по делу N А03-15029/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2010 г.
Государственное учреждение "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" (далее - ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю", учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - УФАС по Алтайскому краю) о признании недействительным решения от 31.08.2009 по делу N 166/09 о нарушении законодательства о размещении заказа.
Заявленные требования мотивированы тем, что решением УФАС по Алтайскому краю от 31.08.2009 по делу 166/09 признаны неправомерными действия государственного заказчика ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю" при проведении открытого аукциона "Капитальный ремонт зданий и помещений ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю", выразившиеся в нарушении пункта 2 и пункта 8 части 4 статьи 34; части 6 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), а также признаны неправомерными действия аукционной комиссии Государственного заказчика - ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю" при проведении данного аукциона, выразившиеся в нарушении части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов, а также выдаче государственному заказчику ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю" при проведении открытого аукциона "Капитальный ремонт зданий и помещений ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю" и аукционной комиссии Государственного заказчика - ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю" предписания об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом привлечено закрытое акционерное общество "Полет" (далее - ЗАО "Полет").
Решением от 10.02.2010 Арбитражного суда Алтайского края (судья Д.В. М.), оставленным без изменения постановлением от 04.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе УФАС по Алтайскому краю, просит отменить постановление от 04.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда и принять по делу новый судебный акт.
При этом заявитель жалобы ссылается на то, что судебный акт суда апелляционной инстанции принят с нарушением норм материального права, и неверно дана оценка обстоятельствам дела, что искажает смысл законодательства о размещении заказов.
По мнению заявителя жалобы, обжалуемый по делу судебный акт нарушает права и законные интересы УФАС по Алтайскому краю, как контролирующего органа, права неопределенного круга лиц, а именно потенциальных участников процедуры размещения заказа - открытого аукциона, поскольку лишает их права на подачу своих заявок на участие в открытом аукционе в срок, указанный в документации об аукционе, и объективное рассмотрение условий, предложенных каждым участником размещения заказа.
Заявитель жалобы считает, что действия аукционной комиссии государственного заказчика по отклонению заявок на участие в аукционе по основаниям (нарушение срока подачи обеспечения заявки), не предусмотрены законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и противоречат требованиям части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов. Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю" указывает на законность принятого по делу судебного акта, обжалуемого УФАС по Алтайскому краю.
Отзыв на кассационную жалобу от ЗАО "Полет" до начала судебного заседания не поступил.
В судебном заседании представитель ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителя учреждения, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом апелляционной инстанции, который обжалуется заявителем и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для удовлетворении кассационной жалобы.
Арбитражными судами установлено и из материалов дела следует, что ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю" был проведен открытый аукцион "Капитальный ремонт зданий и помещений "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю".
Согласно пункту 7 раздела Информационная карта аукциона аукционной документации открытого аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и помещений ПТЦ ФПС по Алтайскому краю, утвержденному 20.07.2009, предусмотрено внесение в установленном размере обеспечение заявки не менее чем за 3 рабочих дня до дня рассмотрения заявок на участие в аукционе в денежной форме на счет, указанный в приложении N 7.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 090724/909304/2/1 от 20.08.2009 поступило восемь заявок на участие в открытом аукционе участников размещения заказа, в том числе заявка ЗАО "Полет". Аукционной комиссией государственного заказчика было отказано в допуске к участию в открытом аукционе всех организаций на основании пункта 4 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, а также на основании статьи 34 Закона о размещении заказов и условиями аукционной документации, поскольку данными юридическими лицами был нарушен срок подачи обеспечения заявки, по состоянию на 17.08.2009 отсутствовали платежные документы, подтверждающие внесение участниками размещения заказа на счет заказчика денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.
На основании положений пункта 5 статьи 36 Закона о размещении заказов данный аукцион признан несостоявшимся.
Извещением от 27.08.2009 N 090724/909304/2/1 об исправлении технической ошибки в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе 090724/909304/2/1 от 20.08.2009, в данный протокол внесены изменения, согласно которым участникам размещения заказа на участие в открытом аукционе отказано в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 и пункта 8 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов и условиями аукционной документации - нарушение срока подачи обеспечения заявки (л.д. 58-60).
ЗАО "Полет" обжаловало действия ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю по проведению аукциона и принятое аукционной комиссией решение в УФАС по Алтайскому краю.
Решением УФАС по Алтайскому краю от 31.08.2009 по делу 166/09 признаны неправомерными действия государственного заказчика - ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю" при проведении открытого аукциона "Капитальный ремонт зданий и помещений ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю", выразившиеся в нарушении части 2 статьи 12, пунктов 2, 8 части 4 статьи 34; части 6 статьи 35 Закона о размещении заказов, а также действия аукционной комиссии Государственного заказчика - ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю" при проведении данного аукциона. В связи с чем, ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю" и аукционной комиссии государственного заказчика выдано предписание об устранение нарушений Закона о размещении заказов.
Не согласившись с указанным решением, ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что арбитражный суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, которым заявленные требования ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю" удовлетворены, принял по существу законный и обоснованный судебный акт, исходя из фактических обстоятельств дела и действующего законодательства.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна, в частности, содержать следующие сведения: порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. При этом датой начала срока подачи заявок на участие в аукционе является день, следующий за днем опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона.
Частью 6 статьи 35 указанного Федерального Закона предусмотрено, что прием заявок на участие в аукционе прекращается в день рассмотрения заявок на участие в аукционе непосредственно до начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, указанного в извещении о проведении открытого аукциона.
В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе также должна содержать размер обеспечения заявки на участие в аукционе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в аукционе.
Частью 3 статьи 36 Закона о размещении заказов установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа, подавшего заявку к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона о размещении заказов, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов установлены требования к содержанию заявки на участие в конкурсе, которые указывают на необходимость представления, в том числе, документов, подтверждающих внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае, если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежного поручения, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или копии такого поручения) (подпункт "а" пункта 3).
Из приведенных норм Закона о размещении заказов следует, что оплата обеспечения заявки на участие в аукционе и представление документа на участие в аукционе представляют разные понятия и являются самостоятельными основаниями при решении вопроса о допуске участника к участию в конкурсе, что следует из пункта 4 части 1 этой же статьи 12 вышеуказанного Закона - несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации или документации об аукционе и на что обоснованно указал суд апелляционной инстанции.
Арбитражным судом установлено, что согласно пункту 7 части 2 аукционной документации "Размер и порядок внесения обеспечения заявки на участие в аукционе" Информационной карты аукциона", обеспечение заявки на участие в аукционе вносится не менее чем за три рабочих дня до дня рассмотрения заявок на участие в аукционе в денежной форме на счет, указанный в Приложении 7 документации об аукционе.
В соответствии с пунктом 11 части 2 аукционной документации "Срок начала и окончания подачи заявок на участие в аукционе" Информационной карты документации об аукционе, заявки на участие в открытом аукционе принимаются с 27 июля 2009 года по 20 августа 2009 года.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что лица, желающие принять участие в данном аукционе, по условиям информационной карты документации об аукционе должны были перечислить денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе в срок до 17.08.2009 (не менее чем за три рабочих дня до дня рассмотрения заявок).
В рассматриваемом случае денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе в установленной сумме и в установленный срок ЗАО "Полет" не были перечислены, чем нарушены требования аукционной документации. Положения аукционной документации никем не оспорены.
Исходя из обстоятельств дела правомерным является вывод суда апелляционной инстанции, который поддержал вывод суда первой инстанции о том, что поскольку заявка ЗАО "Полет" на участие в аукционе не соответствовала требованиям документации об аукционе (в части срока внесения обеспечения заявки на участие в аукционе), аукционная комиссия приняла законное и обоснованное решение об отказе в допуске ЗАО "Полет" к участию в аукционе.
В целях защиты прав потенциальных участников аукциона законодатель установил, что от даты извещения о проведении открытого аукциона до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе срок должен составлять не менее 20 дней (часть 1 статьи 33 Закона о размещении заказов).
Информация о проведении открытого аукциона "Капитальный ремонт зданий и помещений ГУ "ПТЦ ФПС по Алтайскому краю" размещена на официальном сайте 24.07.2009 (извещение 090724/909304/2/1). Заявки на участие в открытом аукционе принимались с 27 июля 2009 года по 20 августа 2009 года.
Установив в документации об аукционе правило, что обеспечение заявки на участие в аукционе вносится не менее чем за три рабочих дня до дня рассмотрения заявок на участие в аукционе, государственный заказчик не нарушил минимального двадцатидневного срока, установленного законодателем.
С учетом положений вышеуказанных норм, арбитражный суд правомерно признал решение УФАС по Алтайскому краю от 31.08.2009 по делу 166/09 недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о неправильной оценке судом обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права вследствие их ошибочного толкования.
Выводы суда апелляционной инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаны на полном и всестороннем исследований всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 04.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда делу N А03-15029/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 августа 2010 г. по делу N А03-15029/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании