Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 31 августа 2010 г. по делу N А27-25352/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "КОРА" (далее - ООО "КОРА", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее по тексту - Управление) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 58, в размере 156 842 804, 10 руб., выразившихся в ненадлежащем контроле за ходом работ по государственной кадастровой оценке земель, в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 58, в размере 156 842 804, 10 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5 057, 68 руб. за кв.м., о признании незаконными действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Российской Федерации (Далее - Роснедвижимость) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 58, в размере 156 842 804, 10 рублей, выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, об обязании Управления исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в сумме 156 842 804, 10 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5 057, 68 руб. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74 площадью 31 011 кв.м., принадлежащего ООО "КОРА", расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского, дом 58.
К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля").
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.
Решением от 01.03.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 24.05.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "КОРА", заявитель, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт. Указывает, что Управлением не представлено данных, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель. Суды неверно посчитали, что Управлением осуществлялся надлежащий контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельного участка, и по проверке Отчета. Полагает ошибочным вывод суда о том, что настоящий спор является не административным, а гражданско-правовым, а заявитель фактически оспаривает ненадлежащее исполнение подрядчиком своих обязанностей по гражданско-правовой сделке. Считает, что рыночная информация об объектах недвижимости, датируемая поздней датой, является недостоверной и не может быть использована в качестве источника рыночной информации. Указывает на необоснованность вывода суда о том, что Отчет об определении кадастровой стоимости земельного участка утвержден Роснедвижимостью.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, уточнил требования - просил направить дело на новое рассмотрение.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене.
Судом установлено, что ООО "КОРА" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74, площадью 31 010, 82 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Ленинский район, ул. Тухачевского, 58.
ООО "КОРА" получило выписку из государственного кадастра объектов недвижимости от 07.07.2009 N 4200/001/09-168495 из которой следует, что кадастровая стоимость упомянутого земельного участка составляет 156 842 804, 10 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости - 5 057, 68 руб. за один кв.м.
Общество 27.07.2009 обратилось в Управление с заявлением о предоставлении отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, исходных данных, использованных при проведении кадастровой оценки, обоснованного расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка. Управление Отчет об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка обществу не предоставило.
ООО "КОРА" обратилось к независимому оценщику - обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Примула" для определения рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка. Согласно отчету названного оценщика от 14.09.2009 N 1707/088-09 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:74 составляет 55 145 678 руб.
Общество, установив, что рыночная стоимость земельного участка превышает кадастровую стоимость, и, считая, что нарушены его права, обратилось с настоящим заявлением в суд.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что действия Управления и Роснедвижимости соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд поддержал выводы арбитражного суда первой инстанции, при этом указал на то, что работы по определению кадастровой стоимости земельных участков выполнялись ФГУП "ФКЦ "Земля" на основании государственного контракта, заключенного между заинтересованным лицом и ФГУП "ФКЦ "Земля", государственный контракт представляет собой гражданско-правовую сделку, спор о ненадлежащем исполнении работ по государственной кадастровой оценке земельных участков вытекает из гражданско-правовых отношений и не входит в предмет заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой и апелляционной инстанции ошибочными.
Согласно пунктам 1.3, 1.4, 2.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом от 15.02.2007 N 39 Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Методические указания), кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель и в первую очередь формируется перечень земельных участков по состоянию на 1 января года проведения работ (в данном случае на 01.01.2007), указанный перечень должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории.
Право собственности заявителя на спорный земельный участок было зарегистрировано до формирования перечня на 01.01.2007.
Арбитражный суд, пришел к выводу о том, что земельный участок заявителя не вошел в перечень объектов оценки, сформированный на 01.01.2007 и поэтому кадастровая стоимость правомерно определена в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические рекомендации N 222).
При этом, в материалах дела перечень земельных участков по состоянию на 01.01.2007 отсутствует, соответственно судом не оценивался.
Отклоняя доводы заявителя о необоснованности исключения земельного участка из перечня объектов оценки, как документально не подтвержденного, арбитражный суд не дал оценки отзыву ФГУП "ФКЦ "Земля", согласно которому земельный участок был исключен из перечня объектов оценки и определения кадастровой стоимости по письму Управления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
Суд, делая вывод о том, что ни один нормативный акт не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость, не учел буквальное прочтение пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: определение состава факторов стоимости, сбор сведений о значениях этих факторов, сбор рыночной информации, а также расчет кадастровой стоимости с учетом перечисленных элементов.
Исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).
Пунктом 4 Административного регламента предусмотрено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На Управление, согласно Административному регламенту возложены следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации (пункт 8.1 Административного регламента);
проверка представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (пункт 9.5 Административного регламента).
В случае несоответствия состава отчёта условиям технического задания Управление представляет исполнителю работ извещение о несоответствии состава отчёта условиям технического задания, в котором предписывает исполнителю работ произвести доработку отчёта и представить доработанный отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в установленные сроки на предварительную проверку (пункт 9.7 Административного регламента).
Несмотря на прямое указание в законе об обязанности Управления проверить отчёт об определении кадастровой оценки земельного участка на соответствие его техническому заданию, апелляционный суд необоснованно посчитал, что названная обязанность заинтересованного лица предусмотрена только государственным контрактом, фактически оспаривается исполнение контракта, что не входит в предмет требований.
Довод заявителя о некачественной проверке Управлением отчёта, что, по его утверждению, повлекло в дальнейшем неправомерное увеличение кадастровой стоимости земельного участка, судами фактически не исследован и не опровергнут.
Протокол от 11.11.2008 предварительной проверки отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области, составленный Управлением, суды сочли доказательством проверки заинтересованным лицом отчёта на соответствие техническому заданию.
В то же время на соответствие его составу технического задания, в том числе касающемуся вопросов сбора рыночной информации о земельных участках, не оценивали, ограничившись перечислением представленных Управлением и ФГУП "ФКЦ "Земля" документов, без их оценки.
В связи с этим не проверены и не оценены доводы заявителя о несоответствии параметров предварительной проверки, проведённой Управлением, параметрам Технических рекомендаций.
Суд, делая вывод о проверке отчета Роснедвижимостью, не принял во внимание буквальное содержание акта проверки отчета, согласно которому проверку отчета проводил начальник управления оценки ФГУП "ФКЦ" Земля", а В.В.В. составила акт проверки, ссылки на должностных лиц Роснедвижимости, осуществивших проверку отчета, акт не содержит.
Отклоняя доводы заявителя, в том числе, о неправомерности применения отчета об оценке гипотетических земельных участков, о недостоверности кадастровой стоимости, как документально не подтвержденные со ссылкой на статью 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не учел положения статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Поскольку, обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права, нарушении норм процессуального права и неисследованности имеющих существенное значение обстоятельств дела, то они подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо рассмотреть заявление ООО "КОРА" по существу, выяснить включался ли земельный участок заявителя в перечень земельных участков, подлежащих оценке на 01.01.2007, обоснованность определения кадастровой стоимости земельного участка в порядке Методических указаний N 222 при существовании земельного участка на 01.01.2007, оценить доводы заявителя относительно необоснованного исключения земельного участка из перечня земельных участков подлежащих оценке, ненадлежащей проверки отчёта и несоответствия его техническому заданию, разрешить спор, руководствуясь нормами материального права, подлежащими применению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.03.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 24.05.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-25352/2009 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 августа 2010 г. по делу N А27-25352/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании