Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 сентября 2010 г. по делу N А75-12846/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 г.
Муниципальное предприятие "ЖЭК-3" Ханты-Мансийского района (далее - МП "ЖЭК-3", предприятие, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Департаменту охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - Департамент, административный орган) об отмене постановления N 115 от 20.11.2009 о назначении административного наказания, которым предприятие привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением от 18.02.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 07.05.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований МП "ЖЭК-3" отказано.
В кассационной жалобе заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на недоказанность события административного правонарушения, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
МП "ЖЭК-3" полагает, что выводы арбитражных судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, отрицая осуществление производственной деятельности и образование отходов производства и потребления, что не образует обязанность по разработке паспортов на отходы 1-4 класса опасности.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражными судами дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения руководителя Департамента от 22.09.2009 N 214 о проведении плановой выездной проверки специалистами административного органа проведена проверка МП "ЖЭК-3" по соблюдению в области охраны окружающей природной среды на территории Ханты-Мансийского района, в зоне хозяйственной деятельности предприятия (эксплуатации транспорта, зданий, строений и сооружений): п. Кирпичный, д. Белогорье, п. Луговской, с. Елизарово, с. Троица, п. Кедровый, п. Урманный, п. Красноленинский.
По результатам проверки, проводимой с 28.09.2009 по 23.10.2009 пунктов размещения отходов жизнедеятельности в вышеуказанных населенных пунктах, должностным лицом Департамента в присутствии представителя предприятия составлен акт плановой проверки соблюдения природоохранного законодательства МП "ЖЭК-3" б/д, б/н, в котором изложены обстоятельства, указывающие на нарушение предприятием природоохранного законодательства, а именно: статей 16, 24, 39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 11, 14, 18 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", статей 14, 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ.
Должностным лицом административного органа вынесено определение от 23.10.2009 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении МП "ЖЭК-3", которое было получено предприятием 23.10.2009.
Уведомлением N 622 от 11.11.2009, законному представителю предприятия было предложено явиться 12.11.2009 в 11 час. 00 мин. по адресу: ул. Студенческая, д. 2 каб. 319 для составления протоколов об административном правонарушении, включая протокол о нарушении предприятием статей 11, 14, 18 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", статей 24, 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.
Вышеуказанное уведомление получено представителем предприятия 11.11.2009 (л.д. 32).
По результатам административного расследования 12.11.2009 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 102, в котором указано, что в результате деятельности предприятия образуются отходы производства и потребления различных классов опасности. Однако у предприятия отсутствуют проекты нормативов образования и лимиты размещения отходов, отсутствуют лимиты на размещение отходов, отсутствуют паспорта на отходы 1-4 класса опасности, что является нарушением требований статей 11, 14, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статей 24, 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.
Уведомлением N 664 от 12.11.2009, законному представителю предприятия было предложено явиться 20.11.2009 в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 2 каб. 319 для рассмотрения дела об административном правонарушении; данное уведомление получено предприятием - 12.11.2009 (л.д. 36).
Должностным лицом административного органа 20.11.2009 принято постановление N 115 о назначении административного наказания, которым МП "ЖЭК-3" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, и наложено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением Департамента, МП "ЖЭК-3" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая предприятию в удовлетворении заявления, арбитражные суды пришли к выводу о том, что материалами дела доказано событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, а также виновность МП "ЖЭК-3" в нарушении законодательства об обращении с отходами производства и потребления, а также защите и охране окружающей среды.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов, в связи с чем, отклоняет доводы, изложенные в кассационной жалобе, при этом исходит из следующего.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет привлечение к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Объективная сторона данного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении порядка обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства потребления".
В соответствии со статьей 1 вышеуказанного Федерального закона обращением с отходами является любая деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовывались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция) утратившие свои потребительские свойства.
Вышеуказанный закон регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и в процессе любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
В силу части 1 статьи 39 данного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со статьей 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение в целях уменьшения количества их образования.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Согласно части 1 статьи 24 вышеуказанного Федерального закона нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их содержание".
Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (пункт 2 Правил).
Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом, классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории (пункт 3 Правил).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании Методических указаний Министерства природных ресурсов РФ разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимиты на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Минприроды (пункт 4 Правил).
Арбитражными судами установлено и из материалов дела следует, что в процессе деятельности МП "ЖЭК-3" образовывались отходы IV и V классов опасности, однако в нарушение требований природоохранного законодательства, статей 11, 14, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства потребления" предприятие не имеет паспорта на опасные отходы и проектов нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов.
Исследовав и оценив в соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в дела доказательства, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, пришли к обоснованному выводу о том, что административным органом представлены достаточные доказательства, подтверждающих события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ и факта совершения предприятием данного административного правонарушения.
Основания считать данные выводы не соответствующими обстоятельствам дела или имеющимся в деле доказательствам, либо основанными на неправильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Таким образом, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о законности постановления, принятого Департаментом и отказу МП "ЖЭК-3" в удовлетворении заявленных требований об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
При проверке принятых по делу решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не установил наличие оснований для отмены судебных актов, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.02.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 07.05.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-12846/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 сентября 2010 г. по делу N А75-12846/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании