Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 сентября 2010 г. по делу N А45-215/2010
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сибферм" (далее - ООО "Сибферм") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от 06.11.2009 N 19/09-10478 Территориального (межрайонного) отдела N 2 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области (далее - Управление) и обязании Управления осуществить необходимые действия по проведению государственного кадастрового учета земельного участка 54:19:093502:805 в связи с изменением вида разрешенного использования согласно постановлению администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области "Об изменении разрешенного использования земельных участков "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на разрешенное использование "для дачного строительства" от 28.09.2009 N 179-р (далее - постановление N 179 р).
Решением от 26.02.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 26.05.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Сибферм" просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными.
ООО "Сибферм" указывает, что оспаривает решение органа, осуществляющего кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости об отказе в осуществлении кадастрового учета, поэтому установлению в суде подлежало соблюдение заявителем требований к форме и содержанию заявления о кадастровом учете и приложенных к нему документов.
По его мнению, к заявлению о кадастровом учете, полностью соответствующему требованиям приложения N 2 к Приказу Министерства Юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 34, было приложено постановление N 179-р, являющееся правоустанавливающим документом по смене разрешенного использования, который предусмотрен действующим законодательством и поэтому доводы заинтересованного лица о том, что по форме и содержанию заявление и соответствующий пакет документов не соответствует законодательству Российской Федерации, являются несостоятельными.
Заявитель считает, что судом неверно применен Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, поскольку его нормы допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке физическим лицам и некоммерческим объединениям граждан.
ООО "Сибферм" не согласно с выводом суда о том, что заявитель не является некоммерческим объединением и не имеет права владеть земельным участком сельхозназначения с разрешенным использованием "для дачного строительства", поскольку Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан применим к участкам, предоставляемым муниципалитетами в аренду гражданам либо дачным объединениям, а заявитель является собственником земельного участка.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ООО "Сибферм" на праве собственности принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (основной вид деятельности - овощеводство) с кадастровым номером 54:19:093502:805, расположенный в Новосибирской области, Новосибирском районе, Кубовинский сельсовет, в восточной части кадастрового квартала 54:19:093502, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.06.2009.
В связи с изменением постановлением N 179-р разрешенного использования земельного участка "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на разрешенное использование "для дачного строительства" ООО "Сибферм" обратилось в Управление с заявлением о внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании земельного участка.
Решением от 06.11.2009 N 19/09-10478 Управление отказало ООО "Сибферм" в проведении государственного кадастрового учета на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в связи с несоответствием по форме и содержанию необходимых для кадастрового учета документов.
Посчитав, что указанное решение вынесено с нарушением закона и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Сибферм" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из того, что законодательство не предусматривает установление вида разрешенного использования "для дачного строительства" в отношении земельных участков, пользование которыми осуществляют коммерческие организации.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
В силу положений пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Закона.
Пунктом 9 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ установлено, что при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением разрешенного использования земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (пункт 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан) устанавливает, что предметом регулирования данного Закона являются отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
В соответствии с порядком, установленным статьей 14 Закона о садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, правильно оценив представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что законодательством не предусмотрено предоставление коммерческим организациям земельных участков для дачного строительства, в связи с невозможностью для коммерческих организаций изменения вида разрешенного использования земельного участка "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства", отсутствием представленных в Управление подтверждающих создание соответствующего юридического лица документов у заявителя, арбитражный суд пришел к правильному выводу о правомерности отказа Управления о внесении изменений в государственный земельный кадастр об изменении вида разрешенного использования принадлежащего на праве собственности ООО "Сибферм" земельного участка.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные и направленные на переоценку обстоятельств, установленных судебными инстанциями.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.02.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 26.05.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-215/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибферм" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 сентября 2010 г. по делу N А45-215/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании