Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 сентября 2010 г. по делу N А45-2890/2010
(извлечение)
Заместитель прокурора Новосибирской области обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным распоряжения мэрии города Новосибирска от 14.10.2009 N 28081-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью Группа компаний "ПрестижПроект" места размещения торгового здания с подземной автостоянкой по улице Танковая в Калининском районе" (далее - распоряжение N 28081-р).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены предприниматель Г. Наталья Сергеевна, общество с ограниченной ответственностью "СтройСервис" (далее - ООО "СтройСервис"), общество с ограниченной ответственностью Группа компаний "ПрестижПроект" (далее - ООО ГК "ПрестижПроект").
Решением от 23.04.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 08.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе прокурор Новосибирской области просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что обжалуемые решение и постановление не соответствуют нормам материального права.
По его мнению, принятие мэрией г. Новосибирска в одностороннем административном порядке распоряжения N 28081-р является нарушением конкуренции, создало неравные условия деятельности различным хозяйствующим субъектам (ООО "СтройСервис", предприниматель Г. Н.С.), которым отказано в удовлетворении заявлений о предоставлении земельного участка.
Прокурор Новосибирской области указывает, что до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с заявлениями о предоставлении земельного участка обратились несколько лиц, поэтому предоставление земельного участка должно было проводиться на торгах, чтобы создать равные условия деятельности различных хозяйствующих объектов.
Заявитель отмечает, что в нарушение положений пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации новый земельный участок образован в отсутствие согласия в письменной форме арендатора предпринимателя Г. Н.С.
Прокурор в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда, и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 19.01.2009 в мэрию города Новосибирска поступило заявление от ООО ГК "ПрестижПроект" о предоставлении земельного участка по улице Танковой в Калининском районе для строительства здания торгового назначения с подземной автостоянкой.
На заседании комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска, состоявшемся 03.04.2009, принято решение о выборе земельного участка ООО ГК "ПрестижПроект" для строительства торгового здания с подземной автостоянкой по улице Танковой (протокол N 260).
На основании решения комиссии от 03.04.2009 мэрией города Новосибирска было издано распоряжение N 28081-р, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала для строительства торгового здания; определен вид разрешенного использования земельного участка: магазины продовольственных, промышленных и смешанных товаров, подземные автостоянки; утвержден акт о выборе земельного участка для строительства торгового здания с подземной автостоянкой по улице Танковой; предварительно согласовано ООО ГК "ПрестижПроект" место размещения торгового здания с подземной автостоянкой по улице Танковой в Калининском районе; определена площадь предоставляемого земельного участка 1 270 кв. м.
Муниципальным унитарным предприятием "Кадастровое бюро" подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием одного земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:042420:46, 54:35:042420:48, 54:35:042420:49.
Указанные земельные участки сняты с кадастрового учета 25.01.2010 Территориальным отделом N 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимого имущества по Новосибирской области и образован новый земельный участок с кадастровым номером 54:35:042420:69 с разрешенным использованием: магазины продовольственных, промышленных и смешанных товаров, подземные автостоянки.
Распоряжением мэрии города Новосибирска от 12.03.2010 N 4001-р земельный участок площадью 1 270 кв. м с кадастровым номером 54:35:042420:69 предоставлен ООО ГК "ПрестижПроект" для строительства торгового здания с подземной автостоянкой по улице Танковой в Калининском районе.
Полагая, что принятием распоряжения N 28081-р нарушены права ООО "СтройСервис" и предпринимателя Г. Н.С., заместитель прокурора Новосибирской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная процедура включает в числе прочего работы по формированию земельного участка - подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно пункту 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, представленные в материалы дела доказательства, пришел к правомерному выводу о том, что распоряжение N 28081-р вынесено в порядке предоставления земельного участка для строительства с проведением работ по его формированию с предварительным согласованием места размещения объекта, что исключает необходимость проведения торгов, отсутствии нарушений прав и законных интересов других лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования о признании его незаконным.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, правомерно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для их отмены отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные и направленные на переоценку обстоятельств, установленных арбитражным и апелляционным судами.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.04.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 08.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2890/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу прокурора Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 сентября 2010 г. по делу N А45-2890/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании