Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 сентября 2010 г. по делу N А46-477/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа-18" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - департамент), с заявлением о признании незаконным бездействия департамента, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка в границах ул. Маяковского - проспект Карла Маркса в Центральном административном округе г. Омска примерной площадью 2000 кв.м., для строительства сквера с общественным туалетом и обязании департамента в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить выбор земельного участка в границах ул. Маяковского - проспект Карла Маркса в Центральном административном округе г. Омска примерной площадью 2000 кв.м. по заявлению ООО "Альфа-18" от 19.08.2009, оформив в установленном порядке акт о выборе земельного участка для строительства сквера с общественным туалетом с приложением утвержденных схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, и передать всю необходимую документацию для принятия решения в соответствии со статьей 21 Земельного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле третьим лицом привлечено Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
Решением от 09.03.2010 Арбитражный суд Омской области (с учетом определения Арбитражного суда Омской области от 20.04.2010 об исправлении опечатки), требования ООО "Альфа-18" удовлетворены.
Постановлением от 26.05.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Альфа-18", заявитель, просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы указывает на ошибочность вывода апелляционного суда о том, что заявитель обратился с заявкой на обеспечение выбора земельного участка к неуполномоченному органу, данный вывод суда противоречит пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, вывод о правомерности бездействия департамента также необоснован, действующим законодательством не предусмотрено оснований для отказа в обеспечении выбора земельного участка, обязанность органов муниципального самоуправления обеспечить такой выбор является безусловной.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит обжалуемый судебный акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судом установлено, что 19.08.2009 ООО "Альфа-18" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории г. Омска, и предварительном согласовании места размещения сквера с общественным туалетом в границах ул. Маяковского - проспект Карла Маркса в Центральном административном округе г. Омска примерной площадью 2000 кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.05.2009 испрашиваемая ООО "Альфа-18" часть земельного участка, как и весь земельный участок с кадастровым номером 55:36:090201:2062, является муниципальной собственностью, категория земель - земли населенных пунктов, занято особо охраняемыми территориями и объектами, в том числе городскими скверами, парками, городскими садами, под сквер имени 30-летия ВЛКСМ.
Главное управление по земельным ресурсам Омской области обратилось в Департамент с просьбой обеспечить выбор земельного участка.
Письмом от 19.09.2009 Департамент сообщил Главному управлению по земельным ресурсам Омской области о том, что обеспечить выбор земельного участка для строительства сквера площадью 2000 кв.м. с общественным туалетом, ориентировочной площадью 500 кв.м., в границах ул. Маяковского - проспект Карла Маркса в Центральном административном округе г. Омска не представляется возможным.
05.10.2009 Главное управление по земельным ресурсам Омской области направило копию указанного ответа заявителю.
Полагая, что Департамент не выполнил возложенные на него обязанности по обеспечению выбора земельного участка, ООО "Альфа-18" обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд, исходя из того, что бездействие департамента по обеспечению выбора земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из их необоснованности.
Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда правомерными.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка.
Статьей 29 предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса установлено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса сформированные земельные участки, не закрепленные за гражданином или юридическим лицом, в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса могут быть предоставлены для строительства только без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090201:2062 сформирован, поскольку в его отношении осуществлен государственный кадастровый учет и право собственности муниципального образования город Омск на него зарегистрировано в установленном законом порядке.
По данным Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним указанный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, занят особо охраняемой территорией - сквером имени 30-летия ВЛКСМ.
Апелляционный суд, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 29-31 Земельного кодекса Российской Федерации, установив, что заявление о выборе земельного участка подано после регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок, заявления о предоставлении земельного участка должен рассматривать департамент, испрашиваемый участок является частью сформированного земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, имеющего назначение под сквер имени 30-летия ВЛКСМ, местоположение относительно туалета, имеющего почтовый адрес: г. Омск, проспект К.Маркса, д. 16 корп. 2, принадлежащего также муниципальному образованию, обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов апелляционного суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, согласно положениям главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, подлежат отклонению.
Таким образом, при принятии обжалуемого судебного акта апелляционным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на подателя жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 26.05.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-477/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2010 г. по делу N А46-477/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании