Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 сентября 2010 г. по делу N А45-164/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 г.
Акционерный банк газовой промышленности "Газпромбанк" (ОАО) - (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - управление) о признании незаконным решения управления об отказе в государственной регистрации обременения в его пользу залогом, возникшим в силу закона, права собственности А.В.С. на квартиру, приобретённую с использованием кредитных средств банка и обязать управление внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись об ипотеке, возникшей у банка в отношении указанной квартиры.
Заявленные требования мотивированы ссылками на статьи 11, 22, 77 Федерального закона от 16.7.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", статьи 17, 29 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", инструкцию о порядке государственной регистрации ипотеки и объектов недвижимого имущества, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.06.2006 N 213, нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 01.03.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 03.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение от 01.03.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, постановление от 03.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что между обществом с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление N 100" (далее -ООО "СМУ N 100"), третьим лицом и заявителем заключён договор об инвестиционной деятельности, в соответствии с которым ООО "СМУ N 100" обязано построить и сдать в эксплуатацию жилой дом и предоставить в данном доме третьему лицу объект недвижимости в собственность, третье лицо обязано оплатить инвестиционный вклад по данному договору, как за счёт собственных средств, так и за счёт привлечённых средств, предоставляемых ему заявителем. Третьим лицом и заявителем заключён кредитный договор на покупку недвижимости от 20.03.2006 N 1189-ФЛ/н (далее договор N 1189-ФЛ/н), по условиям которого заявитель обязался предоставить третьему лицу потребительский кредит в размере 280 000 рублей на срок до 19.03.2021, на покупку трёхкомнатной квартиры, расположенной по адресу: город Новосибирск, микрорайон "Родники", дом 222, квартира 133 на 4-м этаже общей площадью 68,4 кв.м (объект недвижимости).
Обеспечением обязательств третьего лица по данному договору является:
- залог имущественных прав по договору от 28.12.2008 N 222-96; - залог приобретённого с использованием кредитных средств объекта недвижимости после государственной регистрации договора залога объекта недвижимости, а также всё движимое и недвижимое имущество третьего лица. Договор залога объекта недвижимости подлежит заключению в течение 20 рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности третьего лица на приобретаемый объект недвижимости в Управлении Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области.
Управлением было зарегистрировано право собственности третьего лица на объект недвижимости, государственная регистрация ипотеки в силу закона при регистрации права собственности на объект недвижимости не была произведена.
Договор о залоге объекта недвижимости между заявителем и третьим лицом не заключался.
Поскольку государственная регистрация права собственности заёмщика на объект недвижимости произведена без одновременной государственной регистрации обременения указанного права залогом (ипотекой), возникшим у банка в силу закона, последний обратился в управление с заявлением о государственной регистрации названного обременения в свою пользу.
Отказ управления в осуществлении данной государственной регистрации послужил основанием для обращения банка в арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьёй 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственно регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав, к которым относится, в том числе непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для государственной регистрации прав.
Государственная регистрация ипотеки проводится на основании заявления залогодателя или залогодержателя после государственной регистрации вещных прав залогодателя на недвижимое имущество. К заявлению залогодателя или залогодержателя прилагается договор об ипотеке вместе с указанными в договоре документами. В государственной регистрации ипотеки может быть отказано в случаях, если ипотека указанного в договоре недвижимого имущества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и если содержание договора об ипотеке или прилагаемых к нему необходимых документов не соответствует требованиям государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статье 77 Федерального закона от 16.7.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке), если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, квартира, приобретённая полностью, либо частично с использованием кредитных средств банка, считается находящейся в залоге с момента государственной регистрации права собственности заёмщика на квартиру. Залогодержателем по данному залогу является банк, предоставивший кредит на приобретение квартиры.
В силу статьи 20 Закона об ипотеке государственная регистрация ипотеки осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой, если иное не установлено федеральным законом. При государственной регистрации ипотеки в силу закона внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о залогодержателе осуществляется на основании договора, из которого возникло обеспечиваемое ипотекой обязательство. При этом истребование у заявителя иных касающихся залогодержателя документов и сведений не допускается.
Таким образом, регистрация ипотеки в силу закона может осуществляться без заявления залогодателя только в случае одновременной регистрации с государственной регистрацией права собственности на заложенное имущество при наличии в документе, являющемся основанием возникновения права собственности на объект недвижимости, условия об ипотеке.
Из материалов дела следует, что кредитным договором N 1189-ФЛ/н между третьим лицом и банком было предусмотрено, что стороны в целях обеспечения исполнения кредитных обязательств третьего лица по данному договору, должны заключить договор о залоге объекта недвижимости в течение 20 дней с даты государственной регистрации права собственности заемщика на приобретаемую квартиру.
Судом установлено, что заявителем для государственной регистрации не были представлены документы, подтверждающие возникновение ипотеки на основании закона, не были представлены документы, подтверждающие предоставление заявителем кредитных средств в размере 280 000 рублей третьему лицу в соответствии с кредитным договором N 1189-ФЛ/н на покупку объекта недвижимости.
Таким образом, принимая судебные акты, суды пришли к правомерному выводу о том, что управление обоснованно отказало заявителю в регистрации ипотеки в силу закона, поскольку на момент государственной регистрации у регистрирующего органа отсутствовали сведения о наличии ипотеки относительно указанного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.03.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 03.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-164/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Акционерного банка газовой промышленности "Газпромбанк" (ОАО) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 сентября 2010 г. по делу N А45-164/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании