Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 сентября 2010 г. по делу N А27-22108/2009
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 мая 2012 г. N Ф04-5375/10 по делу N А27-22108/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Гранд Сити-Кемерово" (далее - ООО "Гранд Сити-Кемерово", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - управление) о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных относительно ориентира: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 108, площадью 26547 мI, с кадастровым номером 42:24:0201003:1, в сумме 161 784 220 руб. 03 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 6 094 руб. 27 коп. за 1мI; площадью 4 341 мI, с кадастровым номером 42:24:0201003:7, в сумме 25 418 509 руб. 37 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 855 руб. 72 коп. за 1 мI, проведённой Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), а также незаконными действий управления, выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков и обязании данного заинтересованного лица исключить оспариваемые заявителем сведения.
Заявление в суд мотивировано несоответствием кадастровой стоимости спорных земельных участков, а также оспариваемых действий управления нормам статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённому приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), Методическим указаниям по государственной оценке земель населённых пунктов, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).
Третьим лицом без самостоятельных требований к участию в деле привлечена коллегия администрации Кемеровской области.
Решением от 03.03.2010 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Т. Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано за необоснованностью требований.
Постановлением от 31.05.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление апелляционного суда, как принятое с нарушением норм материального и норм процессуального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, резолютивная часть постановления апелляционного суда, касающаяся отмены решения суда первой инстанции, не соответствует тексту отменённой резолютивной части решения.
Считает, что выводы апелляционного суда сводятся к обоснованию обстоятельств незаконности формирования результатов кадастровой оценки земли, а не к установлению факта незаконности их внесения в кадастр.
Кроме этого полагает, что процедура проведения государственной кадастровой оценки управлением соблюдена.
При этом заинтересованное лицо ссылается на то, что заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о неиспользовании сведений о рыночной стоимости земельных участков при составлении отчёта об определении кадастровой стоимости.
В отзывах на кассационную жалобу ФГУП "ФКЦ "Земля", коллегия администрации Кемеровской области поддерживают доводы жалобы управления и его требование об отмене постановления.
Управление, ФГУП "ФКЦ "Земля", коллегия администрации Кемеровской области о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО "Гранд Сити-Кемерово" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на несостоятельность содержащихся в ней доводов.
Выслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на неё, проверив в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что ООО "Гранд Сити-Кемерово" является собственником вышеупомянутых земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0201003:1 и 42:24:0201003:7 (свидетельства о государственной регистрации права от 12.11.2006 N 391265 и N 391266).
Получив выписки из государственного кадастра недвижимости от 30.07.2009 N 4200/001/09-190745 и N 4200/001/09-190731, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:1 составляет 161 784 220 руб. 03 коп., а удельный показатель кадастровой стоимости - 6 094 руб. 27 коп. за 1 мI, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:7 составляет 25 418 509 руб. 37 коп., а удельный показатель кадастровой стоимости - 5 855 руб. 72 коп. за 1 мI, ООО "Гранд Сити-Кемерово" направило в управление запрос о предоставлении информации о порядке определения кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков.
Письмом от 01.10.2009 N 07/12-4475 заинтересованное лицо разъяснило, что кадастровая стоимость испрашиваемых земельных участков определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель 9-го вида разрешённого использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), содержащемуся в подпункте 1.2.9 Методических указаний, в размере 6 094 руб. 27 коп. и 5 855 руб. 72 коп. за 1 мI, результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов Кемеровской области" и 20.01.2009 внесены в базу данных автоматизированной системы государственного кадастра недвижимости.
Согласно отчёту оценщика - общества с ограниченной ответственностью "НПФ "Инком Прайс" от 25.06.2009 N 06/27-09 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:1 равна 67 985 331 руб., а земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:7 - 11 116 572 руб.
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, заявитель, полагая, что кадастровая стоимость установлена на основании недостоверных результатов оценки земель, без учёта анализа рыночных цен, оспорил в арбитражный суд кадастровую оценку и действия по её определению (формированию).
При отказе в удовлетворении заявления ООО "Гранд Сити-Кемерово" суд первой инстанции посчитал, что результаты кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области утверждены с соблюдением порядка, предусмотренного Правилами N 316, Административным регламентом и Методическими указаниями.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд исходил из недостоверности результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0201003:1 и 42:24:0201003:7, так как управлением не представлено доказательств того, что кадастровая оценка произведена с учётом статистического анализа рыночных цен.
Суд кассационной инстанции находит выводы апелляционного суда верными, сделанными при правильном применении норм материального права, и соответствующими обстоятельствам спора.
В силу части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
По смыслу пункта 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний, принятых во исполнение пункта 11 Правил N 316.
Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 Методических указаний расчёт кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешённого использования земель осуществляется на основе построения статистических моделей и строится с учётом факторов стоимости земельных участков, сведений об их значении, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости путём сбора достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
Исследовав представленные по делу доказательства и оценив доводы сторон, суд пришёл к выводу, что расчёт удельного показателя стоимости земельных участков произведён без учёта сведений о рыночной стоимости земельных участков в настоящем регионе. Управлением не представлено достаточных сведений об использованных данных, которые бы позволяли оценить их достоверность и объективность, а также сделать вывод о наличии оснований для расчёта удельного показателя кадастровой оценки в размере 6 094 руб. 27 коп. и 5 855 руб. 72 коп. за 1 мI, а следовательно, и государственной кадастровой стоимости вышеупомянутых земельных участков в сумме 161 784 220 руб. 03 коп. и 25 418 509 руб. 37 коп.
Кроме того, управление в нарушение пунктов 8.1, 9.2, 9.5, 9.8 Административного регламента не осуществило надлежащий контроль за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции и правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал незаконными действия управления по организации проведения государственной кадастровой оценки земельных участков с соответствующими удельными показателями, обязав исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, апелляционный суд правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального закона.
Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
С учётом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 31.05.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-22108/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2010 г. по делу N А27-22108/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании