Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 сентября 2010 г. по делу N А45-504/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2010 г.
Государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - НРО ФСС) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Департаменту социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области (далее - Департамент) о взыскании 32 748,09 руб. задолженности по договору от 11.12.2007 года N 563.
Исковые требования обосновываются тем, что НРО ФСС была проведена проверка территориальных органов социальной защиты населения департамента социального развития, в ходе которой выявлены неправомерно произведенные расходы на выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком лица, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию в сумме 32 748,09 руб., подлежащие возврату.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.03.2010 года, оставленным без изменения постановлением от 10.06.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Суд мотивировал решение тем, что Департаментом не допущено нецелевое использование поступивших от фонда денежных средств на выплату пособий по уходу за ребенком; излишняя выплата произошла по вине получателей пособий, в связи с чем Департаментом для возмещения излишне выплаченных сумм пособий предприняты исчерпывающие меры в соответствии с действующим законодательством.
В кассационной жалобе НРО ФСС просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный, исковые требования удовлетворить.
Заявитель жалобы полагает, что возврат неиспользованных бюджетных средств регулируется нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, поэтому вывод суда о необходимости обоснования истцом заявленных требований является ошибочным. Указывает, что судом не дана оценка письму Департамента от 05.10.2009 года N 01-4818. Считает, что истцом достаточно приведено доказательств, что Департамент не выполнил условия договора по возвращению неиспользованных средств федерального бюджета и обязан вернуть эти средства.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.12.2007 в соответствии с постановлением N 866 между НРО ФСС и Департаментом социального развития заключен договор со сроком действия до 31.12.2008 в части расчетов - до исполнения сторонами своих обязательств.
На основании решения от 01.04.2009 г. N 1 НРО ФСС в отношении ответчика была проведена проверка, в ходе которой выявлены неправомерно произведенные расходы на выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию в сумме 32 748,09 руб., по результатам проверки составлена справка от 07.05.2009 года N 2.
01.06.2009 года N 1 истцом вынесено решение "О непринятии расходов, произведенных органом социальной защиты населения, в счет средств, полученных от отделения фонда социального страхования на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию", в соответствии с которым не приняты в счет средств, полученных от отделения ФСС на выплату пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, расходы, произведенные органом социальной защиты населения с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов в сумме 40 891,10 руб., в том числе 8 143,01 (выплаты 2009) засчитываются в счет следующих платежей, сумма 32 748,09 руб. (выплаты 2008) подлежит возврату.
15.09.2009 истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 05-22/05/11321 о возврате суммы задолженности в размере 32 748,09 руб.
В связи с тем, что в добровольном порядке требование по возврату суммы задолженности Департаментом не исполнено, НРО ФСС обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон) один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Частью 1 статьи 13 Закона предусмотрено, что в перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, включены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (один из родителей, опекун).
На основании части 7 статьи 13 Закона лица, имеющие право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставлено право выбора пособия по одному из указанных оснований.
Судом установлено, что по вине К.Э.С., которая представила в Департамент недостоверные сведения, не известила Департамент о том, что вместе с ежемесячным пособием по уходу за ребенком она получила пособие по безработице. Мировым судьей пятого судебного участка Советского района г. Новосибирска принято решение о взыскании с К.Э.С. переплаты в размере 32 748,09 руб., решение вступило в законную силу, выданы исполнительные листы, которые направлены в службу судебных приставов для исполнения, также в ответе на претензию указано, что возврат денежных средств будет произведен после исполнения решения суда.
Следовательно, в необоснованном получении пособий имелась вина названного физического лица.
Кроме того, в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.
С учетом того обстоятельства, что все пособия по уходу за ребенком назначались и выплачивались в соответствии с их назначением, судом сделан правомерный вывод о том, что основания считать, что Департамент использовал бюджетные средства не по их целевому назначению, отсутствуют.
При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод, что Учреждением не была доказана вина Департамента в нецелевой и необоснованной выплате гражданке К.Э.С. ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.03.2010 года Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 10.06.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-504/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2010 г. по делу N А45-504/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании